РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 61

Тема. Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения. Понятие о простых и сложных предложениях. Наблюдение за ролью второстепенных членов предложения. Значение и интонация сложного предложения

 

Цель: развивать умение вычленять предложения в тексте, определять грамматическую основу предложения; формировать умение различать простые и сложные предложения, нераспространенные и распространенные предложения.

Оборудование: раздаточный материал, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Проверка письменного задания.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Составьте словосочетания, используя данные глаголы. Обозначьте главное слово.

Образец. Увидеть (что?) самолёт.

Ходить, бродить, летать, бежать, водить, бросать, чертить, чинить.

 

Карточка № 2

Запишите текст, раскрывая скобки и употребляя зависимое слово в нужной форме.

Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдая, как живут деревья, изучая повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.

 

Карточка № 3

Исправьте грамматические ошибки и запишите.

В книге описывается о войне. Шалунье обо всём признались. Обрати внимание этому рассказу. Сестра гордилась за брата. В сквере стоит памятник первого космонавта. Его упрекали за небрежность.

 

Карточка № 4

Выпишите из предложений словосочетания, соответствующие схеме прилаг. + сущ.

Степан любил по утрам обходить заросший сад. Пёс тянулся мокрым носом к Степану. Фунтик осторожно вытащил из воды большую корку. Старый дом пропах тмином и древесной трухой.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

(С опорой на украинский язык.)

1. Беседа с учащимися.

— Что такое предложение (укр. — речення)?

— Что называют грамматической основой предложения?

— Какие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, могут входить в его состав?

— Как называются предложения, состоящие только из грамматической основы?

— Как называются предложения, состоящие из грамматической основы и второстепенных членов предложения?

— Сколько грамматических основ может быть в предложении?

— Как называется предложение с двумя или несколькими грамматическими основами?

— Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения?

2. Выявление восприятия.

(Тексты, записанные на карточках,— у каждого ученика.)

— Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите предложения нераспространенные и распространенные, простые и сложные.

1) Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

(А. Фет)

 

2) Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

(А. Фет)

— Какой знак препинания вы поставили в сложном предложении?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Списывание с грамматическим заданием.

— Спишите, определяя границы предложений. Подчеркните главные члены предложения.

Мой посёлок

Мне хочется рассказать о моем посёлке он расположен в очень живописном месте со всех сторон подступают к нему невысокие сопки с белоствольными берёзками и стройными лиственницами в лесу много брусники и голубики, подснежников и груздей, земляники и жимолости я очень люблю эти леса и почти каждый день гуляю по лесным тропинкам.

(Из газеты)

2. Выборочный диктант.

— Выпишите грамматические основы предложений. Какими частями речи выражены подлежащие и сказуемые?

Чуть поднялся ветер, и полилась река листопада. Нарядный дятел трудится на старой сосне, и звуки ударов далеко слышны в тихом осеннем лесу.

3. Составление сложных предложений.

— Продолжите предложения так, чтобы получились сложные предложения.

Наступила ранняя весна, и ... . Море бушует, и ... . В облаках уже не звенят жаворонки, а над пашнями ... . Солнце поднялось, но. .

4. Тренировочный диктант

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

(И. Соколов-Микитов)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 54 (Практика А, Б, В).

2. Выполнить упр. 587, 589.






Personalised Essay Writing Service for You

Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити