РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 65

Тема. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и без союзов. Интонация перечисления. Запятая при однородных членах предложения, не соединенных союзами, с одиночными союзами и (да). Развитие речи. Культура речи. «...пышное природы увяданье»

 

Цель: дать понятие об однородных членах предложения; обучать умению правильно ставить знаки препинания при бессоюзном соединении однородных членов предложения, при одиночных союзах; повторить орфограмму «Безударная гласная в корне».

Оборудование: учебник, учебные тексты, схемы.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Задание учащимся.

— Прочитайте текст, соблюдая интонацию перечисления. Обратите внимание на знак паузы между словами и на то, что слова, отмеченные знаком , произносятся одним тоном.

2. Работа со схемами.

— Рассмотрите схемы. Поставьте вопросы к подчеркнутым словам.

image12

3. Вывод учителя.

Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения, называются однородными.

Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Задание учащимся.

— Послушайте загадку, отгадайте ее. Запишите. Найдите и подчеркните однородные члены предложения. С какой интонацией следует читать это предложение?

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, на полях ночует, коноплю ворует.

2. Пунктограмма «Запятая при однородных членах предложения».

— Рассмотрите схемы предложений с однородными членами. Сформулируйте правило постановки запятых в предложении с однородными членами.

3. Проверочный диктант с дополнительными заданиями.

— Запишите предложения. Обозначьте однородные члены предложения. Какой знак препинания ставится между однородными членами, связанными только интонацией перечисления?

Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку. В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Пашня всюду заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками. По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. Искры летели налево, направо, вверх.

— Есть ли среди записанных предложений нераспространенные?

Найдите в первом предложении слова с орфограммой «Безударная гласная в корне». Выпишите их, подберите проверочные слова.

4. Устное упражнение.

(Пунктуация при однородных членах, связанных одиночным союзом и.)

— Запишите предложения. Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Чем они связаны между собой? Объясните отсутствие запятой.

Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. (И. Тургенев) Карета подъехала и остановилась. (А. Пушкин) Появилось на небе солнышко и стало посылать свои золотые лучи. (К. Ушинский)

5. Самостоятельная работа.

(Выполняется по вариантам.)

Составьте и запишите предложения с однородными членами по данным схемам:

image14

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

Учебник, с. 286, упр. 621.

2. Обогащение словарного запаса учащихся.

Ознакомление со словами, помещенными в рамке на с. 287.

3. Работа с опорными предложениями. Подбор синонимов.

Упр. 622.

4. Развитие навыков использования антонимов.

Упр. 623.

5. Развитие представлений об однородных членах предложения.

Упр. 624.

6. Итоговая работа с текстом.

Упр. 625.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 58, 59.

2. Выполнить упр. 619, закончить упр. 625.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити