РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

ПРИЛОЖЕНИЕ*

 

КОНТРОЛЬНОЕ АУДИРОВАНИЕ

 

1. У скал Путятина

Погружались мы вдали от берега, но под нами была отмель — глубина не более двадцати метров. На подводных каменных холмах живности больше. Здесь светлее и теплее.

Плыву сквозь сплетение зелёно-коричневых, гибких и длинных шнуров. Это водоросль хорда, она цепляется за неровности камней разветвлениями на нижней части стебля, тянется к поверхности воды. Впереди песчаная поляна с одиноким камнем посередине. Около камня видна хорошая семейка мидий, вокруг на песчаном грунте много плоских круглых раковин с ребристой поверхностью — это промысловый гребешок.

Ложусь на дно около крупного моллюска, который при моем приближении захлопнул створки. Хочется сфотографировать его с близкого расстояния. Проходит минута, другая — створки раковины разомкнулись, показались щупальца. Между щупальцами черные точки. Это глаза животного. Гребешок при колебаниях воды или изменении освещённости закрывает створки, издавая характерный щелчок. Мой моллюск размером с десертную тарелку. Нижняя створка погружена в песчаный грунт.

Мелкие особи гребешков довольно легко парят в воде. Резко закрывая створки раковины, они выталкивают струи воды, создавая реактивную силу, которая позволяет им толчками передвигаться. Известно, что и крупные гребешки меняют места обитания. Они откочёвывают на зиму в более глубокие места.

После съёмки гребешка я вытряхнул его из насиженного гнезда на ровную площадку. Гребешок закрылся и замер на некоторое время, потом, успокоившись, несколько раз щёлкнул створками. Поворачиваясь вокруг своей оси, он зарылся в грунт. Замаскировавшись, моллюск опять открыл створки и уставился на меня сотнями глаз.

Моё неподвижное лежание на песочке полянки приоткрыло ещё несколько тайн её обитателей. Рядом со мной вдруг неожиданно резко выдвинулись метёлки пёрышек с тончайшими ворсинками. Это щупальца морских червей, зарывшихся в песок. Черви выбрасывали щупальца, ритмично колыша ими в воде, убирали их, как по команде, и вновь выбрасывали. Создавалось впечатление, будто над ковыльной степью проносятся лёгкие порывы ветра и колышут тонкие метёлки растений.

На песчаной площадке перемещались маленькие и большие витые раковины моллюсков. При внимательном рассмотрении можно было обнаружить под раковинами клешни и ножки. Это раки-отшельники сделали бывшие домики моллюсков своим пристанищем.

Большой камень был покрыт разноцветными пятнами. Белели наросты водорослей, очень похожих на кораллы. Рядом прилепились морские ежи — чёрные, фиолетовые и серые. Многие из них навешали на свои шубки разную разность — кусочки раковин, обрывки водорослей, а на одном из них прилепился кусочек газетного листка. Странно было видеть в этом подводном уголке на дне моря обрывок газеты!

На поверхности камня виднелись и плоские нашлёпки ярко-оранжевого и кремового цвета — губки.

Сделав несколько снимков, я поспешил наверх: кончился воздух, да и замёрз я основательно — пальцы рук стали непослушными.

(393 сл.)                                  (А. Рогов)

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Зачем рассказчик опускался на морское дно?

√а)   Фотографировать подводный мир;

б)    взять пробы грунта;

в)    испытать новый акваланг.

2. Какой моллюск его особенно заинтересовал?

а)    Устрица;

√б)   морской гребешок;

в)    кальмар.

3. Когда морской гребешок закрывает створки?

√а)   При колебаниях воды и изменениях освещённости;

б)    если к нему прикасаются;

в)    на ночь.

4. Куда откочёвывают на зиму морские гребешки?

а)    На поверхность моря;

√б)   в более глубокие места;

в)    в подводные пещеры.

5. На что похожи щупальца морских червей?

а)    На разноцветные нитки;

б)    на спагетти;

√в)   на степной ковыль.

6. Что странно было видеть на колючках морского ежа?

а)    Раковину;

√б)   обрывок газеты;

в)    водоросли.

 

2. Земля до начала времён

Каждому из нас когда-нибудь говорили: «Это было очень давно, когда тебя ещё не было на свете». Все мы знаем, что мир существовал и до того, как мы родились. И до нас светило солнце и пели птицы. До нас жили люди, и среди них — наши родители, бабушки и дедушки, а ещё раньше — дедушки наших дедушек, бабушки наших бабушек и так без конца.

А ведь когда-то не было ни нашей планеты, ни Солнца. Не было даже времени. Так что же было тогда, когда ничего не было? Люди придумали много ответов на этот вопрос, но главных из них два.

Одни считают, что нашу планету создала высшая сила — Бог. Таких людей называют верующими. Учёные, которые изучают космос,— астрономы, настаивают на том, что 20 миллиардов лет назад во Вселенной, то есть в космосе, случился взрыв невиданной силы.

После этого «Большого взрыва» из разных кусочков плотного вещества и огненной газовой пыли, которые носились в пустоте и постепенно притягивались друг к другу, слепились большие шары. Самые крупные из них получились из огненных газов. Они стали звёздами. Другие, размером поменьше, склеились из плотного вещества. Они стали планетами.

Планеты начали притягиваться к звёздам, а звёзды постепенно стали собираться в группы, похожие на огромные гроздья. Так образовались галактики.

Во Вселенной существуют миллионы миллионов галактик. В нашей родной Галактике, в Млечном Пути, насчитывается 100 миллиардов звёзд, и каждая из них — солнце! Многие из этих солнц имеют свои планеты.

Наше Солнце — это только одна из звёзд Млечного Пути. Солнце силой притяжения удерживает в своём семействе девять планет. Это «солнечное» семейство принято называть Солнечной системой. Третья по счёту планета в Солнечной системе — Земля.

Земля образовалась четыре с половиной миллиарда лет назад. Наша Земля — единственная планета Солнечной системы, где зародилась жизнь. Случилось это четыре миллиарда лет назад.

(291 сл.)       (Из книги «История человечества. Начало всех начал»)

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Какие учёные изучают космос?

а)    Физики;

√б)   астрономы;

в)    геологи.

2. Какие небесные тела сформировались из огненных газов?

√а)   Звёзды;

б)    планеты;

в)    метеориты.

3. Как называется наша Галактика?

а)    Туманность Андромеды;

б)    Большая Медведица;

√в)   Млечный Путь.

4. Сколько планет в Солнечной системе?

а)    Восемь;

√б)   девять;

в)    десять.

5. Какая по счёту планета от Солнца наша Земля?

а)    Третья;

б)    четвёртая;

в)    седьмая.

6. Когда образовалась планета Земля?

а)    Два с половиной миллиарда лет назад;

б)    три с половиной миллиарда лет назад;

√в)   четыре с половиной миллиарда лет назад.

 

3. Собиратель слов

Владимир Иванович Даль родился в 1801 году на юге России, в «Луганском заводе».

Даль сначала был моряком, потом военным врачом, долгие годы служил в разных учреждениях, писал повести, рассказы и сказки, составлял учебники и книжки для детей. Но главным делом своей жизни он считал изучение                    языка русского народа.

Александр Сергеевич Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин». Пушкин умер на руках у Даля. Перед смертью Пушкин подарил ему свой старинный перстень в память того, что оба они любили русский народ и его великий, богатый, живой язык. Ещё при первых встречах Пушкин говорил молодому Далю: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не даётся в руки, нет...»

Чтобы это «золото» русского языка — поговорки, пословицы, загадки — «далось всем в руки», надо было его собрать. И Даль всю свою жизнь отдал этому делу. Он стал собирателем слов.

Слова живут в народе, в разных краях, и умирают, у них есть родители и дети. Как это — слова родятся?

Во времена Даля не было, например, таких слов, как «автомобиль», «аэроплан» — потому что эти машины не были ещё изобретены.

А такие слова, как «боярин», «государь», уходят из нашей речи и живут только в исторических книгах.

А сколько же слов у человека?

У маленького ребёнка слова наперечёт. Когда он подрастёт — у него их десятки, потом сотни, потом тысячи. Чем больше слов знает человек, тем легче ему выражать свои мысли и чувства. Иному школьнику, если попросить его записать все слова, которыми он пользуется, понадобится одна тоненькая тетрадка. А вот словарь всех слов, которые употреблял Пушкин в своих сочинениях — это четыре толстых тома. В этом словаре много тысяч слов.

А у народа слов ещё больше.

Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка». Пятьдесят лет Даль собирал, составлял, издавал, улучшал и дополнял свой «Словарь». Начал он эту работу юношей, а закончил стариком.

Он записывал не одни только названия предметов, а подхватывал на лету меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки.

Уже готовя словарь свой к изданию, Даль так много работал, что часто чувствовал себя плохо. Родные уговаривали его отдохнуть, но он отвечал: «Ах, дожить бы до конца словаря! Спустить бы корабль в воду!»

Мечта его осуществилась: он довёл дело своей жизни до конца.

(377 сл.)                                    (И. Халтурин)

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Что Даль считал главным делом своей жизни?

а)    Составление учебников;

√б)   изучение языка русского народа;

в)    морскую службу.

2. Что Пушкин подарил Далю перед смертью?

√а)   Старинный перстень;

б)    редкую книгу;

в)    свои дневники.

3. Что Пушкин называл «золотом» русского языка?

а)    Народные сказки;

б)    народные песни;

√в)   поговорки.

4. Какова величина словаря Пушкина?

а)    Один толстый том;

б)    два толстых тома;

√в)   четыре толстых тома.

5. Сколько лет Даль трудился над составлением «Словаря»?

√а)   Пятьдесят;

б)    тридцать;

в)    десять.

6. В чём особенность толкового словаря Владимира Даля?

а)    Этот словарь рукописный;

√б)   в словаре есть пословицы, прибаутки, меткие словечки;

в)    словарь пополняют наследники В. Даля.

 

4. Борьба за огонь

Всё в мире меняется. Одни изменения происходят резко, быстро, как чудо. Эти изменения называют революционными. А другие накапливаются медленно. Это — эволюционные изменения.

Например, за несколько миллионов лет рука человека стала отличаться от руки обезьяны. Большой палец у нас вытянулся, оттопырился, ведь так удобнее обхватить камень или палку. Это — эволюционное изменение. А вот изготовление первого каменного орудия — это настоящее чудо.

Каменные орудия, такие, как «рубило» (камень вытянутой формы с заострённым передним краем) или «скребок» (тонкая полукруглая каменная пластинка), сами по себе под ногами не валяются. Для их изготовления пригоден не всякий камень. Нужен только очень твёрдый. Значит, нашему далёкому предку, чтобы сделать простое рубило, нужно было долго искать подходящий материал. Потом ему следовало придумать форму орудия. А уж затем сделать полезную вещь.

Отныне люди не бесцельно бродили по лесу, а целенаправленно. Острым камнем можно было ловко выцарапать из-под коры дерева жирную личинку, а заострённым с помощью рубила концом палки — легче выкопать съедобный корень. Каменным скребком можно было соскрести со шкуры лакомый кусочек мяса, который не доели животные-хищники. Одним кусочком мяса можно наесться на целый день, не то что кореньями и семенами! А свободное от поиска еды время стоило потратить на то, чтобы придумать новые орудия. С их помощью не страшно было охотиться на небольших зверей.

Вот так, постепенно вытесняя австралопитеков, на Земле появились новые люди. Это были уже не обезьяночеловеки, а настоящие люди. Всех их стали называть латинским словом «хомо», что означает «человек»: например, «хомо сапиенс» — «человек разумный». Эти «хомо» уже многое умели. И самое главное, им удалось перебороть страх перед огнём. Вначале люди собирали угольки от тлеющего лесного пожара и хранили этот огонь годами. Потом они научились сами добывать огонь. В самом деле, если быстро потереть два кусочка дерева друг о друга, то полученного тепла будет достаточно, чтобы поджечь пучок сухой травы. Теперь человек меньше зависел от капризов погоды. А ещё огонь защищал от хищников. Наконец, на огне можно было приготовить вкусную еду.

(315 сл.)      (Из книги «История человечества. Начало всех начал»)

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Как называются постепенные изменения в природе и обществе?

а)    Революционными;

√б)   эволюционными;

в)    медленными.

2. Как называется процесс изменения формы руки человека?

√а)   Эволюционным;

б)    революционным;

в)    постепенным.

3. Из чего были сделаны древние орудия рубило и скребок?

а)    Из дерева;

√б)   из камня;

в)    из железа.

4. Что означает латинское слово «хомо»?

√а)   Человек;

б)    обезьяна;

в)    мастер.

5. В чём главное отличие настоящего человека от обезьяночеловека?

а)    Он умел выращивать полезные растения;

б)    успешно охотился;

√в)   сумел перебороть страх перед огнём.

6. Определите стиль текста.

а)    Художественный;

б)    разговорный;

√в)   научно-популярный.



Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити