РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС
УРОК № 7
Тема. Слог. Развитие речи. Культура речи. «Что я люблю»
Цель: обучать делению слов на слоги, развивать навыки правильного переноса слов; прочитать текст «Что я люблю», работать с ним.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица «Правила переноса слов».
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
(С опорой на украинский язык.)
1. Устная работа с текстом.
Прослушайте текст. Назовите слова, голосом разделенные на слоги. (Эти слова заранее написаны на скрытой доске.)
Ты переплыл реку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» Или ты звонишь по телефону и, чтобы лучше расслышали твою фамилию, медленно и громко диктуешь: «Пу-зы-рёв!»
В обоих случаях ты разделил слова на слоги. В обычной нашей речи слоги тесно сцеплены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами.
(Из «Энциклопедического словаря юного филолога»)
2. Беседа с учащимися.
— Сколько слогов может быть в слове?
Чем определяется количество слогов? — Определите, сколько слогов в словах дом, птицы, улицы.
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Слово учителя.
Слова делятся на слоги, например: ма-ши-на, а-ку-ла, пой-те. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков; например, в слове дом один гласный звук (о) и поэтому один слог; в слове птица два гласных звука (и, а) и поэтому два слога (пти-ца); в слове улица три гласных звука (у, и, а) и поэтому три слога (у-ли-ца).
2. Тренировочные упражнения.
1) Прочитайте текст, написанный на доске. Разделите на слоги слова рябинушка, раскудрявая, взошла.
Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
Я весной взошла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
(Русская народная песня)
2) Выборочный диктант.
Класс делится на три варианта. Первый вариант записывает односложные слова, второй — двусложные, третий — многосложные.
Чай, чайник, лиловый, внимательный, прийти, муравей, пианино, правильный, май, юный, район, каникулы, лимон, путешествовать, участвовать, присутствовать, подъезд, съел.
3. Беседа с учащимися.
(С опорой на украинский язык.)
— Вспомните известные вам правила переноса слов в украинском языке.
— Какие правила переноса слов в русском языке вы знаете?
— Существуют ли различия между правилами переноса слов в русском и украинском языках?
4. Работа с таблицей «Правила переноса слов в русском языке». (Карточки с правилами переноса должны быть на каждой парте.)
Правила переноса слов
1. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не образующую слога.
правильно: |
неправильно: |
ре-шать |
реша-ть |
ста-до |
ст-адо |
кон-верт |
конве-рт |
2. Нельзя отрывать одну букву от слова, согласную от следующей за ней гласной. Нельзя переносить на другую строку буквы й, ъ, ь.
правильно: |
неправильно: |
ар-мия |
арми-я |
паль-чик |
пальч-ик |
копей-ка |
копе-йка |
отъ-езд |
от-ъезд |
обезь-яна |
обез-ьяна |
3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку двойные согласные.
правильно: |
неправильно: |
пер-рон |
пе-ррон |
груп-па |
гру-ппа |
бас-сейн |
ба-ссейн |
4. Нельзя отрывать одну букву от корня или приставки.
правильно: |
неправильно: |
за-писать про-гулка под-нести |
зап-исать прог-улка по-днести |
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Диктант с заданием.
— Запишите текст под диктовку, разделяя указанные слова черточкой для переноса. Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
1) За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет —
И туман, и непогоды
Осень поздняя несет.
2) Румяной зарёю
Покрылся восток,
В селе за рекою
Потух огонёк.
(А. Пушкин)
— Подсчитайте количество букв и звуков в словах поздняя, зарёю.
2. Слуховой диктант.
— Определите на слух число слогов в словах. Что поможет вам проверить правильность ответа? Запишите два слова, разделяя их на слоги для переноса.
Далёкий, ёлка, дарить, звонить, территория, маршрут, подъезд, рассмотреть, тенистый.
VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Работа с учебником.
Упр. 80.
2. Чтение опорных слов и выражений.
Упр. 81.
3. Выявление восприятия.
Упр. 84.
4. Беседа по материалу прочитанного.
Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», с. 44.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить материал занятия 7 (теория А, Б).
2. Выполнить упр. 73, 76.