РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 7

Тема. Слог. Развитие речи. Культура речи. «Что я люблю»

 

Цель: обучать делению слов на слоги, развивать навыки правильного переноса слов; прочитать текст «Что я люблю», работать с ним.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица «Правила переноса слов».

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 (С опорой на украинский язык.)

1. Устная работа с текстом.

Прослушайте текст. Назовите слова, голосом разделенные на слоги. (Эти слова заранее написаны на скрытой доске.)

Ты переплыл реку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» Или ты звонишь по телефону и, чтобы лучше расслышали твою фамилию, медленно и громко диктуешь: «Пу-зы-рёв!»

В обоих случаях ты разделил слова на слоги. В обычной нашей речи слоги тесно сцеплены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами.

(Из «Энциклопедического словаря юного филолога»)

2. Беседа с учащимися.

— Сколько слогов может быть в слове?

Чем определяется количество слогов? — Определите, сколько слогов в словах дом, птицы, улицы.

 

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя.

Слова делятся на слоги, например: ма-ши-на, а-ку-ла, пой-те. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков; например, в слове дом один гласный звук (о) и поэтому один слог; в слове птица два гласных звука (и, а) и поэтому два слога (пти-ца); в слове улица три гласных звука (у, и, а) и поэтому три слога (у-ли-ца).

2. Тренировочные упражнения.

1) Прочитайте текст, написанный на доске. Разделите на слоги слова рябинушка, раскудрявая, взошла.

Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

Я весной взошла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

(Русская народная песня)

2) Выборочный диктант.

Класс делится на три варианта. Первый вариант записывает односложные слова, второй — двусложные, третий — многосложные.

Чай, чайник, лиловый, внимательный, прийти, муравей, пианино, правильный, май, юный, район, каникулы, лимон, путешествовать, участвовать, присутствовать, подъезд, съел.

3. Беседа с учащимися.

(С опорой на украинский язык.)

— Вспомните известные вам правила переноса слов в украинском языке.

— Какие правила переноса слов в русском языке вы знаете?

— Существуют ли различия между правилами переноса слов в русском и украинском языках?

4. Работа с таблицей «Правила переноса слов в русском языке». (Карточки с правилами переноса должны быть на каждой парте.)

 

Правила переноса слов

1. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не образующую слога.

правильно:

неправильно:

ре-шать

реша-ть

ста-до

ст-адо

кон-верт

конве-рт

 

2. Нельзя отрывать одну букву от слова, согласную от следующей за ней гласной. Нельзя переносить на другую строку буквы й, ъ, ь.

правильно:

неправильно:

ар-мия

арми-я

паль-чик

пальч-ик

копей-ка

копе-йка

отъ-езд

от-ъезд

обезь-яна

обез-ьяна

 

3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку двойные согласные.

правильно:

неправильно:

пер-рон

пе-ррон

груп-па

гру-ппа

бас-сейн

ба-ссейн

 

4. Нельзя отрывать одну букву от корня или приставки.

правильно:

неправильно:

за-писать

про-гулка

под-нести

зап-исать

прог-улка

по-днести

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Диктант с заданием.

— Запишите текст под диктовку, разделяя указанные слова черточкой для переноса. Подчеркните слова, которые нельзя перенести.

1) За весной, красой природы,

Лето знойное пройдет —

И туман, и непогоды

Осень поздняя несет.

 

2) Румяной зарёю

Покрылся восток,

В селе за рекою

Потух огонёк.

(А. Пушкин)

— Подсчитайте количество букв и звуков в словах поздняя, зарёю.

2. Слуховой диктант.

— Определите на слух число слогов в словах. Что поможет вам проверить правильность ответа? Запишите два слова, разделяя их на слоги для переноса.

Далёкий, ёлка, дарить, звонить, территория, маршрут, подъезд, рассмотреть, тенистый.

 

VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Работа с учебником.

Упр. 80.

2. Чтение опорных слов и выражений.

Упр. 81.

3. Выявление восприятия.

Упр. 84.

4. Беседа по материалу прочитанного.

Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», с. 44.

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить материал занятия 7 (теория А, Б).

2. Выполнить упр. 73, 76.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити