РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 8

Тема. Ударение. Развитие речи. Культура речи. «Что я люблю» (продолжение)

 

Цель: дать понятие об ударных и безударных слогах, развивать навыки выделения ударных и безударных слогов, умение определять сильные и слабые позиции звуков.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя.

(Примеры записываются на доске в процессе объяснения учителя.)

Если в слове два или больше слогов, то один из них произносится с большей силой. Сравните произношение слов: старинный замок — замок от сарая; новые города — около города. (Примеры записываются на доске и в тетрадях.)

Произношение одного из слогов в слове с большей силой называется ударением.

Слог, который произносится сильнее, называется ударным, остальные слоги называются безударными.

Иногда при изменении слова ударение передвигается с одного слога на другой, например: лежит доска — поднимать доску. Иногда ударение передвигается с существительного на предлог, например: вымыл руки — взял на руки.

Ударение на письме обозначается знаком '.

Этот знак ставится в том случае, когда читатель может ошибиться при чтении, например: Большая часть книг переплетена.

2. Чтение учебной статьи.

(Учебник, с. 41, теория Г.)

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Беседа.

— Какой слог в словах семья, возраст, друзья, знакомство, привычки, увлечения произносится с большей силой, чем остальные? (Слова заранее записаны на доске.)

— Как называется этот слог?

— Как называются остальные слоги?

— Запишите эти слова, обозначьте ударение.

2. Распределительный диктант.

(Учащиеся выполняют работу по вариантам.)

Первый вариант записывает слова, в которых ударение падает на первый слог, второй вариант — слова с ударением на втором слоге, третий — на третьем, четвертый — на четвертом.

Граждане, договор, ждала, занят, библиотека, каталог, квартира, чтение, намерение, ненависть, ремень, литература, сантиметр, статуя, украинский, фарфор, хозяева, медикаменты, щавель.

— Поставьте в словах ударение. Подчеркните слова, ударение в которых нужно запомнить.

3. Наблюдение за ударением в слове.

Вместе с учителем, который пишет на доске, класс записывает слова: полки, орган, мука, хлопок, пропасть, уже, жаркое, парить.

— Прочитайте слова, ставя ударение сначала на первый слог, затем на второй. Как изменится значение слова с изменением ударения?

— Устно дайте толкование 3—4 слов (приведите примеры словосочетаний с этими словами).

4. Комментированное письмо.

(Предложения можно заранее записать на скрытой доске или раздать ученикам на карточках.)

Прочитайте предложения. Укажите ударение в выделенных словах. Перепишите, подчеркивая ударные предлоги двумя черточками, а безударные — одной.

1) На руках были мозоли. Мать взяла ребенка на руки. Дети взялись за руки. Мы шли под руку.

2) Лед под ногами заколебался. Трава цеплялась за ноги. Щенок бросился под ноги.

3) На горах еще лежал снег. Туристы взбирались на гору. Они быстро спускались под гору.

4) Над головой были ветви берез. На голову он надел широкополую шляпу. Положи под голову подушку.

5. Диктант.

— Запишите текст под диктовку. Поставьте ударения во всех словах.

Лес спасает поля от засухи. Лес очищает воздух. Леса, моря, реки украшают землю. Охраняй лес — народное богатство.

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 44.)

2. Работа над прочитанным.

Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», помещенной после текста на с. 44.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 8 (теория В, Г).

2. Выполнить упр. 78, 79.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити