РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 10

Тема. Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения слов, близких по звучанию к украинским


Цель: дать учащимся понятие об ударных и безударных слогах; дать представление об особенностях ударений слов, близких по звучанию к украинским; развивать навыки выделения ударных слогов в словах; воспитывать культуру речи учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют ударные и безударные слоги, знают о смыслоразличительной роли ударения, правильно ставят ударение в словах, близких по звучанию к украинским.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

На доске записаны слова с расставленным ударением. Исправьте ошибки. Почему они были допущены?

Це’почка, по’няла, алфа’вит, а’рбуз, верба’, зво’нит, цы’ган, ща’вель.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Тренировочное упражнение.

Запишите слова в алфавитном порядке. Укажите в них звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Освещать, счастье, одежда, яблоко, якорь, отряд, ёж, остров, вестибюль, шофёр, речь, мёд.

-  Творческий диктант.

Дополните данный текст прилагательными. Подчеркните двусложные слова.

ОСЕНЬ

Отцветают цветы. Желтеют листья. Пустеют поля. Набегают тучи. Моросит дождь. Птицы улетают. Наступает осень.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] § 8; [2] § 6.

-  Вопросы учащимся.

— Что такое ударение?

— Как называется слог, который произносится сильнее?

— Как называются остальные слоги?

— Как на письме обозначается ударение?

-  Слово учителя.

Ударение в русском языке подвижно, то есть не прикрепляется к определённому слогу. Например, во французском языке ударение падает на последний слог слова, в польском — на предпоследний, в чешском и венгерском — на первый.

Подвижность русского ударения порой приводит к тому, что под влиянием украинского языка учащиеся допускают ошибки в ударении русских слов. Поэтому необходимо проверять ударение по орфографическому словарю или словарю ударений.

-  Работа с таблицей.

(Таблица записана на доске.)

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

 

В украинском языке

В русском языке

верба'

ве'рба

до'говір

догово'р

дочка'

до'чка

дро’ва

дрова'

нови'й

но'вый

о'лень

оле'нь

ре'мінь

реме'нь

перене'сти

перенести'

старе'нький

ста'ренький

стари'й

ста'рый

сто'ляр

столя'р

 

-  Тренировочное упражнение.

Спишите с доски слова, расставьте ударения, подчеркните трёхсложные слова.

Алфави’т, арбу’з, балова’ть, воро’та, звони’т, поняла’, катало’г, снежки’, цыга’н, крапи’ва, щаве’ль, наме’рение, не’нависть, киломе’тр, ку’хонный.

-  Лингвистическая минутка.

Отгадайте загадки. Запомните правильное ударение.

На бахче у нас растёт,

Как разрежешь — сок течёт,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется...

Ответ: арбу’з.

 

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я...

Ответ: фарфо’р.

 

Стелют на матрас меня,

Называюсь...

Ответ: простыня’.

 

Это зелье ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется...

Ответ: крапи’ва.

 

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный...

Ответ: катало’г.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё...

Ответ: алфави’т.

-  Слово учителя.

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова к четверостишиям-загадкам.

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфетку.

Ответ: и’рис — ири’с.

 

Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

Ответ: а’тлас — атла’с.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Лингвистическая минутка.

Прочитайте стихотворения, правильно расставляя ударение в выделенных словах. Каково их смысловое отличие?

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

 

Густые хлеба в поле —

будет и на столе хлеба вволю.

-  Тренировочное упражнение.

Прочитайте каждое из данных слов в двух вариантах произношения. Составьте словосочетания, из смысла которых было бы ясно, как произносится слово.

Образец: полки. Книжные по’лки. Армейские полки’.

Парить, мука, хлопок, орган, жаркое.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 8; [2] § 6.

2. Составить словосочетания с данными парами слов, чтобы был понятен их смысл.

Ко’сит — коси’т, о’куни — окуни’, про’пасть — пропа’сть, у’же — уже’.

 

VI. ИТОГ УРОКА

-  Вопросы и задания учащимся.

— Какой слог называется ударным? Безударным?

— По каким словарям можно проверить правильность поставленного ударения?

— Приведите примеры слов, смысловое значение которых зависит от ударения.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити