РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 12

Тема. Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Ознакомление с орфоэпическим словарём. Сильная и слабая позиция гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных после твёрдых и мягких согласных

 

Цель: развивать у учащихся навыки опознавания сильных и слабых позиций гласных звуков, умение правильно произносить и писать гласные в слабых позициях; ознакомить школьников с орфоэпическим словарём; воспитывать любовь к природе, поэзии.

Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют ударные и безударные слоги; опознают сильные и слабые позиции звуков; правильно произносят и пишут гласные в слабых позициях; умеют работать с орфоэпическим словарём.

Оборудование: учебник, таблица «Гласные в слабой позиции», словари.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Проблемный вопрос.

— Что мы должны усвоить на сегодняшнем уроке?

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Анализ контрольной работы.

Проверка домашнего задания.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 50.

Беседа с учащимися.

— Назовите гласные звуки русского языка.

— В каких слогах гласные звуки произносятся наиболее отчетливо? Приведите примеры.

— В каких слогах гласные звуки произносятся менее отчётливо? Приведите примеры.

— Почему позиция гласного звука под ударением называется сильной, а без ударения — слабой?

Тренировочное упражнение.

Запишите слова. Подчеркните в них одной чертой гласные звуки, стоящие в сильной позиции, двумя — в слабой. Проверьте написание

звуков в слабых позициях, подобрав к словам проверочные.

Образец: гне[и]здо5 — гнёзда.

Дожди, звезда, пятак, бродить, входить, грозить, смеяться.

Слово учителя.

Вы обратили внимание, что большинство слов в русском языке пишется не так, как произносится, а произносится не так, как пишется. Важно не только правильно писать слова, но и правильно их произносить. Раздел науки о языке, изучающий нормы русского литературного языка, нормы произношения, называется орфоэпией (от греч. «орфос» — правильный, «эпос» — речь). Одна из норм орфоэпии — ударение в слове. Правильное произношение и ударение отражено в орфоэпических словарях.

Работа со словарём.

(Рекомендуется на каждую парту положить словарь.)

Найдите в словаре и отметьте разницу в написании и произношении слов: тяжёлый, часы, щавель, жить, ведро.

Работа с таблицей.

 

Гласные в слабой позиции

пишем

произносим

примеры

о

[а]

вода — в[а]да

е

[и]

делить — д[и]лить

я

[и]

пятно — п[и]тно

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочное упражнение.

Подберите по два слова, в которых бы звук [а] обозначался буквами а, я, о; [и] — и, е, я; [ы] — ы, и; [у] — у, ю; [э] — э, е.

Выборочный диктант.

Выпишите из стихотворения слова с буквами о, е, я в слабой позиции. Укажите, какими звуками они обозначены.

Образец: о5се[и]нью.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. Пушкин)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. выучить теоретический материал: [1] § 9.

2. выполнить упражнение: [1] 92; [2] 40.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Какие гласные в безударном положении не изменяют своего качества?

— Какие гласные в безударном положении изменяют своё качество и каким образом?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити