РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 15

Тема. Твёрдые и мягкие согласные (в сопоставлении с украинским языком). Обозначение на письме мягкости согласных. Смягчение твёрдых согласных мягкими

 

Цель: дать учащимся представление о классификации согласных по принципу твёрдости-мягкости; углубить знания о назначении ь и о правилах его употребления; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся классифицируют согласные звуки на твёрдые и мягкие; правильно употребляют ь для обозначения мягкости; знают о смягчении твёрдых согласных перед мягкими.

Оборудование: учебник, таблица «Употребление ь для обозначения мягкости согласных».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Вопросы учащимся.

— Чем различаются по звуковому составу данные слова?

Стал — сталь, удар — ударь, вес — весь, брат — брать.

— Какая разница между этими согласными звуками?

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Задание учащимся.

Запишите к словам парные так, чтобы в одном слове был твёрдый согласный, а в другом — мягкий.

Образец: лук — люк.

Ряд, сядь, мыл, бил, вол, мал, ел, вес, медь.

— Перед какими гласными согласные смягчились?

— Какой ещё способ смягчения согласных вы знаете?

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 61-62.

2. Ознакомьтесь с таблицей: [2] с. 15.

Работа с таблицей.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

 

ь для обозначения мягкости согласных пишется:

ь не пишется, если согласный смягчается:

на конце слова после букв, обозначающих мягкие согласные

в середине слова после л — [л'] и н — [н']

в середине слова перед к,  б, м, г

последующим мягким согласным

всегда мягкими ч, щ

богатырь, степь

мальчик, уменьшить

 

 коньки, просьба

бантик [бан'т'ик]

ручка, мощный

 

Запишите по два своих примера на каждый пункт правила.

Тренировочные упражнения.

1. Переведите с украинского языка на русский. Сравните произношение слов в обоих языках.

Образец: буквар[р] — букварь[р'].

Дріб, звір, секретар, любов, кобзар, цар, пузир.

2. Запишите слова в алфавитном порядке. Запомните их произношение и написание.

Голубь, теперь, цепь, календарь, якорь, токарь, зверь, кровь, семь, восемь.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Словарный диктант.

Запишите словосочетания. Подчеркните мягкие согласные в словах.

Сельди в бочке, долька лимона, горький миндаль, меньше слов, кустик около пенька, новые серьги, резьба по дереву, удачный помощник.

Тренировочное упражнение.

К приведенным словам подберите однокоренные, в которых была бы мягкая согласная. Подчеркните орфограмму.

Образец: птенец — птенчик.

Булка (булочка), ночь (ночка), свеча (свечка), облако (облачный), река (речной), солнце (солнечный), мост (мостик), белка (белочка).

Объяснительный диктант.

На могучем тополе

дружно почки лопнули,

А из каждой почки

вылезли листочки,

развернули трубочки,

распушили юбочки,

оглянулись, улыбнулись

и сказали, что проснулись.

(В. Товарков)

— Укажите слова с изученной орфограммой.

— Какими способами смягчены согласные в данном тексте?


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 12, 13; [2] § 7.

2. Выполнить упражнение: [1] 130; [2] 44.


VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Как обозначается на письме мягкость согласных?

— Какова роль мягкого знака?

— В каких буквенных сочетаниях ь не пишется?

— Какие гласные звуки смягчают согласные?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити