РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС
УРОК № 16
Тема. Речевая деятельность. Типы речи
Цель: дать учащимся общее представление о типах речи, научить определять тип речи; воспитывать любовь к родной природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют общее представление о типах речи; определяют тип речи; самостоятельно строят высказывание-описание.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, схема «Типы речи».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Вопросы и задания учащимся.
— Приведите примеры художественных произведений, в которых даётся описание природы.
— Зачем писатели вводят в свои произведения описания?
— Важно ли для вас научиться строить описания?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
В зависимости от содержания и построения высказывания различают три основные типа речи: повествование, описание и рассуждение. В повествовании говорится о каких-то событиях, действиях; в описании изображаются предметы, живые существа, природа; в рассуждении утверждается или обобщается какой-то факт, явление, понятие.
- Работа со схемой.
- Работа с текстами.
Определите, к какому из типов речи относится каждый текст. На какой вопрос даётся ответ? Как строится каждый текст?
1) Я просыпаюсь, легко раскрываю глаза, и так ярко, ясно на душе, что я спрашиваю:
— Сегодня праздник?
Мама щекой прижимается к моей щеке и радостно шепчет:
— Снег выпал.
— Снег?!
Я проворно поворачиваюсь лицом к окошку. Наше окошко упирается в забор, но я вижу, как в сумерках утра синевато отсвечивают забор, дорожка между ним и домом, и как блестят мелкие искры.
— Снег! Снег! — кричу я.
Я едва дожидаюсь, когда кончится завтрак, и выбегаю во двор.
2) Редкий, морозный воздух так и охватит всего, когда выйдешь из дому. За садом ещё холодно краснеет заря. Солнце только что выкатилось огнистым шаром из-за снежного поля, и вся картина села засверкала яркими и удивительно нежными, чистыми красками северного утра. Клубы дыма алеют и медленно расходятся над белыми крышами. Сад в серебряном инее. (По И. Бунину)
3) Каждое время по-своему хорошо, но зиму я люблю больше всего. Зима — самое лучшее время года.
Во-первых, зимой самые любимые мои праздники — Новый год и Рождество, а значит, ёлка, подарки, гости.
Во-вторых, зимой длинные каникулы, не нужно ходить в школу и учить уроки, а можно делать, что хочется.
И наконец, зимой так много удовольствий: лыжные прогулки за городом, катание на санях, на коньках на естественных катках, поездка в Карпаты. Всего не перечислишь.
Теперь, надеюсь, вы согласитесь, что зима — самая лучшая пора.
— Каким типом речи вы пользовались, отвечая на вопрос об определении типа речи?
- Работа с учебником.
1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 153; [2] с. 121.
2. Выполните упражнение: [1] 347 (устно); [2] 124 (устно).
- Слово учителя.
Описание — смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описание бывает научным и художественным. Художественное описание обычно передает впечатление автора, оно проникнуто определенным настроением, которым автор заражает своего слушателя или читателя. Научное описание содержит следующую информацию:
— назначение предмета;
— формы и размеры;
— среда обитания;
— устройство предмета.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Практическое задание.
Определите характер приведенных описаний: какое из них — научное, а какое — художественное.
ОДУВАНЧИК
Я лежал у входа в палатку на животе, положив локти на рюкзак, а подбородок на руки, и смотрел на жёлтый одуванчик. Одуванчик рос прямо передо мной, у входа в палатку. У него были зубчатые остро-зелёные листья, а сам он был ярко-жёлтый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился. Это был первый весенний одуванчик. На его цветке ползала какая-то букашка.
(Ю. Коринец)
ОДУВАНЧИК
Одуванчик — растение с ветвистым стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Цветоносная стрелка сочная, цилиндрическая, полая внутри, оканчивающаяся одиночной корзинкой язычковых ярко-жёлтых цветов. Цветёт в мае, плодоносит семенами с хохолком — с июня.
- Вопросы и задания учащимся.
— О каком цветке мы прочитали в текстах?
— Каким видит одуванчик автор первого текста?
— Как автор описывает одуванчик?
— Каким настроением проникнуто первое описание?
— Какие подробности об одуванчике вы узнали из научного текста?
— Перескажите научный текст по плану.
ПЛАН
1. Размеры корня одуванчика.
2. Форма листьев и стебля.
3. Цветок одуванчика: форма и цвет.
4. Время цветения и плодоношения.
— Почему в тексте художественного стиля нет таких подробностей, как в научном?
— Сравните описания листьев (зубчатые остро-зелёные и голые; перисто-надрезанные или цельные) и цветков (ярко-жёлтый, ядовитого цвета; корзинка язычковых ярко-жёлтых цветов). Что схожего и что различного в этих описаниях?
— В каком из текстов чувствуется отношение автора к одуванчику? Как вы это поняли? Каково отношение автора к цветку?
— В чём отличие этих текстов?
— Если бы вам предложили написать об одуванчике, как бы вы это сделали?
(Учащиеся устно составляют 3-4 предложения.)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить устное сочинение-описание любимого цветка.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Какие три типа текста вы знаете?
— В каких стилях встречается описание?
— Что такое повествование?
— Каковы особенности текста-рассуждения?