РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 2

Тема. Повторение изученного в начальной школе. Звуки и буквы. Значимые части слова; однокоренные слова. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корнях слов

 

Цель: повторить сведения о звуках и буквах, составе слова, дать понятие орфограммы; совершенствовать умение объяснять правописание слов; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы; знают, на какие группы делятся звуки речи; умеют выделять значимые части слова; имеют понятие об однокоренных словах; умеют находить в слове орфограмму; знают правила правописания проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корнях слов.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

-  Коллективная работа.

Прочитайте текст.

Чтобы ходики ходили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал, который час,

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

— Найдите в отрывке однокоренные слова.

— Укажите, в каких из них гласные в корне ударные, а в каких — безударные?

— Какая значимая часть слова отсутствует в словах данного отрывка?

— В каких словах есть буквы, которые не обозначают звук?

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Вопросы учащимся.

— В чём разница между звуками и буквами?

— На какие группы делятся звуки речи?

— Какие значимые части слова вы знаете?

— Какие слова называются однокоренными?

— Какие правила о проверке написания безударных гласных и согласных вы знаете?

— Как называются слова с непроверяемой безударной гласной и согласной? Как проверить написание таких слов?

 

III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

-  Тренировочные упражнения.

1. Определите количество букв и звуков в словах.

Ёлка, платье, ходить, зелёный, честный.

2. Разделите слова для переноса. Какое слово нельзя перенести и почему?

Прекрасный, рассыпать, классный, осень, подъехать, украшают.

3. Переведите слова с украинского языка на русский*. Разберите их по составу. Выпишите пары однокоренных слов, подобрав к ним по два своих примера.

Морський, книга, приморський, гриб, школа, садівник, садок, рибка, дубовий, річка, дощ, грибок, пришкільна, ніч.

Образец: морской, приморский — море, моряк.

-  Словарная работа.

Орфография. Орфос — правильный, графо — пишу (греч.).

Орфограмма. Орфос — правильный, грамма — письмо (греч.).

Орфограмма — такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

-  Словарный диктант.

Запишите слова. Подчеркните орфограммы. Подберите проверочные слова.

Отвечает, поглядел, принесёт, пролетает, посмотрел, выбежит, отгоняет, проходил, выдержит, отцветает, пожалел, провезёт, вылезет, замечает.

-  Выборочный диктант.

Из предложений выпишите слова с проверяемой согласной в корне, обозначьте орфограмму и подберите проверочные слова.

Образец: ножка — ноженька.

К нам на длинной мокрой ножке дождик скачет по дорожке. Дождь плясал по огороду, поливал на грядки воду. Наша речка узкая, мелко в нашей речке. Под берёзкой белоногой подберёзовик растёт. Как дети на зарядке, под солнцем у реки стоят на длинной грядке трёхлетние дубки.

(З. Александрова)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Из орфографического словаря** выписать 7 слов с непроверяемой безударной гласной и 7 слов с непроверяемой согласной в корне слова.


V. ИТОГ УРОКА

-  Вопросы учащимся.

— Без какой значимой части не может быть слова?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— Как проверить сомнительный согласный в корне слова?

___________________________________________________________

* Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Шкільний російсько-український, українсько-російський словник / Упоряд. Г. В. Донша, В. Ф. Жовтобрюх.— Х.: Веста: Видавництво «Ранок».

*Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Палатовская Е. В. Школьный орфографический словарь.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити