РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 21

Тема. Буквы а, у после всегда мягких [ч'], [ш':]; буква и после всегда твёрдых [ж], [ш]. Гласные о, е, ё после шипящих


Цель: ознакомить учащихся с условием выбора орфограмм «Буквы и, у, а после шипящих» и «Буквы о, е, ё после шипящих»; с особенностями произношения гласных после шипящих; развивать навыки применения знаний на практике; воспитывать наблюдательность учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и пишут гласные после шипящих; находят изучаемые орфограммы в словах.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, схема «Чудо-деревья».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

К данному звуковому значению слов подберите графическое.

[жыз'н'], [ч'уда], [ч'ашка], [шып'эт'], [жолтый].


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Распределительный диктант.

Запишите слова в две колонки: 1) с озвончением согласных; 2) с оглушением согласных. Подчеркните орфограмму.

Рекорд, клуб, мороз, ёж, косьба, указка, книжка, молотьба, ногти, ловкость, просьба, дождь.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                 

Запишите звуковое значение слов. В каком слове букв больше, чем звуков. Почему?                

Образец: ведро — [в'идро].

Весна, хорошо, сегодня, портфель.                   


КАРТОЧКА № 2

Запишите звуковое значение подчёркнутых сочетаний.

Образец: тема — [т'э].

Музей, текст, темп, тире, терапевт, термометр, термос.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа со схемой.

См. с. 69.


ЧУДО-ДЕРЕВЬЯ

 

image6

 

— Почему эта схема названа «Чудо-деревья»?

— С каким правилом мы знакомимся благодаря этим «деревьям»?

— Каких «деревьев» ещё не хватает в этой «рощице»? (ща, щу, жи.)

Работа по вариантам.

Подберите слова, нарисуйте дерево по образцу схемы, рассмотренной в предыдущем задании.

I  вариант — ща.

II вариант — щу.

III вариант — жи.

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 77.

Словарный диктант.

Широкий, часы, жизнь, шиповник, жирный, часто, чаща, щука, шины, счастье, шипенье, брошюра, парашют, жюри.

Слово учителя.

После шипящих под ударением в корне пишется буква ё (произносится [о]), если можно подобрать однокоренное слово с буквой е: жё[о]лтый — желтеть. Если такое слово подобрать нельзя, пишется буква о: крыжовник, обжора, шов, шорох, капюшон.

Запомните также правописание заимствованных слов: шорты, шоссе, шоколад, жокей, шофёр, крюшон и т. д.

Тренировочные упражнения.

1. Вставьте пропущенные буквы, предварительно подобрав проверочное слово.

Образец: жёлудь — желудёвый.

Ш..пот, ч..рный, ш..лковый, щ..лкнуть, ш..рстка, ш..ссе, щ..лка, ч..рствый.

2. Переведите слова с украинского языка на русский. Сравните написание слов в обоих языках.

Образец: шостий — шестой.

Жонатий, шовк, пшоно, жолудь, щока, жовток, жорстоко, шовковиця.


IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 15, 16.

2. Выполнить упражнения: [1] 160, 165.

3. Выписать из орфографического словаря 10 слов с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих» и 10 слов с орфограммой «Буквы о, е, ё после шипящих».


V. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Какое правило надо знать, чтобы правильно писать гласные о, е, ё после шипящих в корне слова?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити