РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 22

Тема. Произношение чт — [шт] и [ч'т], чн — [шн] и [ч'н]. Гласные и, ы, е после ц


Цель: обучать школьников орфоэпическим нормам русского языка; изучить правила написания е, и, ы после ц; развивать навыки нахождения орфограммы в слове; воспитывать наблюдательность учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся, следуя орфоэпическим нормам, правильно произносят сочетания [шт], [ч'т], [шн] и [ч'н] в словах; знают правило написания е, и, ы после ц; находят изучаемую орфограмму в словах.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Переведите слово на русский язык и запишите. Скажите, чем отличается произношение и написание этих слов в русском и украинском языках.

Міліція, станція, птиця, молодці, цирк, цифра, циган.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Творческий диктант.

Замените данные определения одним словом с соответствующим значением. Подчеркните орфограмму.

Место соединения сшитых кусков ткани (шов). Водитель машины (шофёр). Профессиональный наездник на скачках (жокей). Плод дуба (жёлудь). Откидной головной убор, пришитый к вороту одежды (капюшон). Потрясение (шок). Прядь волос, ниспадающая на лоб (чёлка). Застывшая масса какао с сахаром (шоколад).

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                   

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их звуковое значение.

Образец: жильцы — [жы].                                   

Услыш..т, уч..сток, ч..жой, щ..вель, дрож..т, удач.., ч..чело, сообщ.., ж..ри, горяч..я, задач.., полощ.., ж..р, полож.. .


КАРТОЧКА № 2

Подчеркните согласный в слабой позиции. Подберите проверочное слово, чтобы проверяемый согласный стоял в сильной позиции. Запишите звуковое значение обеих позиций.

Образец: гараж[ш] — гараж[ж]и.

Ошибка, погрузка, отправка, сладкий, жидкий, резкий, способ, багаж, огород, мотив.

Словарный диктант.

Запишите слова. Подчеркните орфограмму. Объясните, как обозначена мягкость в словах.

Очки, внучка, срочно, овощной, строчка, кавычки, мощный, мечта, одуванчик, женщина, помощник, почта, солнечный, гонщик.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

В написанном нами словарном диктанте мы встретили слова, в которых сочетание чт и чн произносятся и пишутся одинаково (срочн[ч'н]о, мечт[ч'т]а, солнечн[ч'н]ый, почт[ч'т]а). Но так бывает не всегда. Сочетания чн и чт могут произноситься как [шн] и [шт] (чт[шт]о, конечн[шн]о).

Тренировочное упражнение.

Правильно произнесите изучаемые сочетания в словах. Запишите их звуковое значение.

Скучно, скворечница, прачечная, чтобы, пустячный, яичница, ничто.

Слово учителя.

Звук [ц] в русском языке твердый, поэтому после буквы ц, когда мы слышим звук [э], писать нужно е. Буква е в данном случае не смягчает ц. Например: це[цэ]ль, це[цэ]нтр. В украинском же языке звук, обозначенный буквой ц, может быть мягким: ці[ц’і]ль, заець[ц'].

Буква и после ц пишется в корнях слов (ци[цы]рк) и в словах на -ция: милици[цы]я, репетици[цы]я.

Буква ы после ц пишется в окончаниях (улицы), суффиксах (птицыно), исключениях (Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и сказал: «Цыц!»).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Ц..рковой, ц..ферблат, молодц.., акац..я, куриц..н, станц..я, ц..ганка, иллюстрац..я, овц.., ц..нга, пальц.., ц..ркуль, иллюминац..я, птиц.. .

2. Найдите в каждой группе слов лишнее.

Цирк, мотоцикл, красавцы, циклон.

Секция, цыган, цыкнуть, цыплячий.

Распределительный диктант.

Запишите слова в две колонки: 1) с и после ц; 2) с ы после ц.

Цитата, на цыпочках, цыплятница, панцирь, цикл, лисицын, дисциплина, декорация, цирюльня, продукция, огурцы, нумерация.

Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 182.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 17, 18.

2. Выполнить упражнение: [1] 183.

3. Записать по три примера написания и, ы после ц по каждому пункту правила.


VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити