РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 24

Тема. Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

 

Цель: повторить и закрепить изученное; научить применять полученные знания на практике; воспитание интереса к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы; знают звуковое значение букв; опознают сильные и слабые позиции звуков; правильно произносят звонкие и глухие согласные в слабых позициях, а также отдельные сочетания согласных и гласных; правильно употребляют разделительные ь и ъ, а также ь для обозначения мягкости; находят в тексте изученные орфограммы и объясняют их.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Интерактивное упражнение «Микрофон».

— Чтобы хорошо подготовиться к контрольной работе, необходимо повторить...

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Беседа с учащимися.

— В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? буквы?

— Что такое орфоэпия? орфография?

— У каких согласных нет пары по твердости — мягкости?

— Какие согласные называются сонорными?

— Какие согласные всегда глухие?

— Какие буквы не обозначают звуков? Какова их роль?

— Что такое оглушение и озвончение согласных? Приведите примеры.

— Какие вы изучили орфограммы?

 

III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

-  Тренировочные упражнения.

1. Запишите в виде отдельных слов ответы на вопросы. Составьте два предложения с любыми из записанных слов.

Цвет, противоположный белому (чёрный). Плод дуба (жёлудь). Цвет одуванчика (жёлтый). Предмет для чистки зубов (щётка). Маленькое отверстие в чём-либо (щёлка). Разговор тихим голосом (шёпот).

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие сонорные звуки.

Ц..трусовый, ц..ганка, ц..ферблат, улиц.., сестриц..н, ножниц.., акац..я, реакц..я, ц..кать, ц..ркуль, ц..нга, овц.., синиц..н, спиц.. .

3. Поставьте данные сочетания слов в родительный падеж. Выделите окончания прилагательных и объясните их произношение.

Полезный продукт, живой ум, незнакомый человек, смелый боец, добрый друг, смешной случай.

4. Спишите словосочетания, назовите орфограммы на месте пропусков. Найдите слова, в которых происходит оглушение согласных. Запишите их звуковое значение. Подберите проверочное слово.

Поз..ний вечер, учас..ник события, радос..ное чу..ство, чудес..ный узор, грус..ные ивы, освещённые окрес..ности, уз[с]кие лестницы, звёз..ный небосклон, праз..ничный пирог[х].

-  Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                

Спишите, расставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых все согласные звонкие.                          

Новое плат..е, верблюж..я колюч..ка, пахнет сырост..ю, машет крыл..ями, колос..я пшениц.., об..яснить смысл п..есы, медвеж.. и следы, с..есть пон..чик.

 

КАРТОЧКА № 2

Запишите слова. Вставьте, где нужно, ь. К словам с оглушением согласной и озвончением согласной подберите проверочные.

Образец: скорб[п']ь — скорбить.

Голуб.., восем.., чер..в.., чест.., кос..ба, дожд.., календар.., гараж.., жен..щина, облас..т.., молот..ба.

 

КАРТОЧКА № 3

Запишите звуковое значение слов. Подчеркните одной чертой звонкие согласные, двумя — глухие.

Образец: жить — [жыт']

Песня, далёкий, ночёвка, стружка.

 

КАРТОЧКА № 4

Переведите с украинского языка на русский. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

М’який, в’язати, м’ясорубка, п’ямрка, п’ятитонний, в’юн, п’ятниця.

-  Словарный диктант.

Запишите слова. Подчеркните орфограмму.

Необъятный, пьеса, разодеть, разъезд, муравьи, серьёзный, обезьяна, сузить, съехать, соединить, шьёт, вьюга.

-  Работа по вариантам.

Сегодня день холоден, но ясен. Незрелый виноград зелен и кисел. Сквозь зелень берёзок проглядывало солнце. Пароход сел на мель. Я расскажу вам не сказку, а быль. Только мельком повидали мы друг друга.

I вариант

Выпишите слова, в которых все согласные мягкие.

II вариант

Выпишите слова, в которых все согласные твёрдые.

III вариант

В выделенных словах найдите и подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова.

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал: [1] § 12-22; [2] § 5-7.

2. Выполнить упражнение: [1] 9, с. 111; [2] 47.

 

V. ИТОГ УРОКА

-  Интерактивное упражнение «Микрофон».

— Самым сложным при подготовке к контрольной работе для меня было.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити