РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 24

Тема. Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

 

Цель: повторить и закрепить изученное; научить применять полученные знания на практике; воспитание интереса к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы; знают звуковое значение букв; опознают сильные и слабые позиции звуков; правильно произносят звонкие и глухие согласные в слабых позициях, а также отдельные сочетания согласных и гласных; правильно употребляют разделительные ь и ъ, а также ь для обозначения мягкости; находят в тексте изученные орфограммы и объясняют их.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Интерактивное упражнение «Микрофон».

— Чтобы хорошо подготовиться к контрольной работе, необходимо повторить...

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? буквы?

— Что такое орфоэпия? орфография?

— У каких согласных нет пары по твердости — мягкости?

— Какие согласные называются сонорными?

— Какие согласные всегда глухие?

— Какие буквы не обозначают звуков? Какова их роль?

— Что такое оглушение и озвончение согласных? Приведите примеры.

— Какие вы изучили орфограммы?

 

III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Тренировочные упражнения.

1. Запишите в виде отдельных слов ответы на вопросы. Составьте два предложения с любыми из записанных слов.

Цвет, противоположный белому (чёрный). Плод дуба (жёлудь). Цвет одуванчика (жёлтый). Предмет для чистки зубов (щётка). Маленькое отверстие в чём-либо (щёлка). Разговор тихим голосом (шёпот).

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие сонорные звуки.

Ц..трусовый, ц..ганка, ц..ферблат, улиц.., сестриц..н, ножниц.., акац..я, реакц..я, ц..кать, ц..ркуль, ц..нга, овц.., синиц..н, спиц.. .

3. Поставьте данные сочетания слов в родительный падеж. Выделите окончания прилагательных и объясните их произношение.

Полезный продукт, живой ум, незнакомый человек, смелый боец, добрый друг, смешной случай.

4. Спишите словосочетания, назовите орфограммы на месте пропусков. Найдите слова, в которых происходит оглушение согласных. Запишите их звуковое значение. Подберите проверочное слово.

Поз..ний вечер, учас..ник события, радос..ное чу..ство, чудес..ный узор, грус..ные ивы, освещённые окрес..ности, уз[с]кие лестницы, звёз..ный небосклон, праз..ничный пирог[х].

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                

Спишите, расставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых все согласные звонкие.                          

Новое плат..е, верблюж..я колюч..ка, пахнет сырост..ю, машет крыл..ями, колос..я пшениц.., об..яснить смысл п..есы, медвеж.. и следы, с..есть пон..чик.

 

КАРТОЧКА № 2

Запишите слова. Вставьте, где нужно, ь. К словам с оглушением согласной и озвончением согласной подберите проверочные.

Образец: скорб[п']ь — скорбить.

Голуб.., восем.., чер..в.., чест.., кос..ба, дожд.., календар.., гараж.., жен..щина, облас..т.., молот..ба.

 

КАРТОЧКА № 3

Запишите звуковое значение слов. Подчеркните одной чертой звонкие согласные, двумя — глухие.

Образец: жить — [жыт']

Песня, далёкий, ночёвка, стружка.

 

КАРТОЧКА № 4

Переведите с украинского языка на русский. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

М’який, в’язати, м’ясорубка, п’ямрка, п’ятитонний, в’юн, п’ятниця.

Словарный диктант.

Запишите слова. Подчеркните орфограмму.

Необъятный, пьеса, разодеть, разъезд, муравьи, серьёзный, обезьяна, сузить, съехать, соединить, шьёт, вьюга.

Работа по вариантам.

Сегодня день холоден, но ясен. Незрелый виноград зелен и кисел. Сквозь зелень берёзок проглядывало солнце. Пароход сел на мель. Я расскажу вам не сказку, а быль. Только мельком повидали мы друг друга.

I вариант

Выпишите слова, в которых все согласные мягкие.

II вариант

Выпишите слова, в которых все согласные твёрдые.

III вариант

В выделенных словах найдите и подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова.

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал: [1] § 12-22; [2] § 5-7.

2. Выполнить упражнение: [1] 9, с. 111; [2] 47.

 

V. ИТОГ УРОКА

Интерактивное упражнение «Микрофон».

— Самым сложным при подготовке к контрольной работе для меня было.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити