РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 28

Тема. Прямое и переносное значение слова


Цель: познакомить учащихся с особенностями слов, имеющих прямое и переносное значение; учить употреблять слова в переносном смысле; научить определять по толковому словарю прямое и переносное значение слова; развивать творческие способности; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся находят в толковом словаре прямое и переносное значение слова; знают, на основании чего происходит перенос; употребляют в своей речи слова в переносном смысле.

Оборудование: учебник, схема «лексическое значение слова», толковый словарь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Вопрос и задание учащимся.

Прочитайте данный отрывок. Как вы думаете, почему внук не понял бабушку?

Бабушка: «Что-то рано в этом году ударили морозы!»

Внук: «Бабушка! Надо дать им сдачи!»


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Редактирование текста.

Учитывая лексическое значение выделенных слов, скажите, какие слова в данных предложениях являются лишними. Запишите предложения в исправленном виде. При необходимости обращайтесь к толковому словарю.

С вершины горы открывается очень прекрасный вид. Мой друг заслуженно считается настоящим, много знающим эрудитом. В магазинах должны вывешиваться прейскуранты цен. Снег выпал в ноябре месяце.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 125-127.

Работа со схемой.


image9

 

Тренировочные упражнения.

1. Выпишите словосочетания в две колонки: 1) с прямым значением слов; 2) с переносным. Сделайте вывод: на основании чего происходит перенос?

Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; серебряный иней, серебряный браслет; лёгкая сумка, лёгкая работа, лёгкий характер; железный гвоздь, железные нервы; каменное сердце, каменное здание; твёрдый камень, твёрдое решение.

2. Найдите в словаре словарные статьи слов: весёлый, удар, загореться. Объясните, как обозначается переносное значение в толковом словаре. Составьте предложения: I вариант — с прямым значением данных слов, II — с переносным.

Слово учителя.

Чтобы правильно понимать слова, употреблённые в переносном значении, нужно развивать в себе воображение, фантазию. У больших мастеров слова встречается совсем необычное, свежее, неизбитое употребление слов в переносном значении. Это помогает рисовать яркие запоминающиеся картины.

Задание учащимся.

Прочтите стихотворение. Выпишите слова (в составе словосочетания), употреблённые в переносном значении. Как вы понимаете их смысл?

Здесь тишина. Возьми её и трогай,

И пей её, и зачерпни ведром.

Выходит вечер прямо на дорогу,

И месяц землю меряет багром.

Всё голубым окутано покоем,

И виден день, заброшенный в траву...

Вы спросите: «Да где ж это такое?»

А я не помню, и не назову.

(А. Прокофьев)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Выборочный диктант с заданием.

Выпишите словосочетания, в которых есть слова с переносным значением. составьте с каждым из этих слов ещё одно словосочетание, употребив его также в переносном значении.

Образец: грустит подсолнух — грустит лес.

Огурцы притаились, кот притаился, малыш притаился; золотой браслет, золотое кольцо, золотые листья; лев идёт, ученик идёт, дождь идёт; проснулся ребёнок, проснулось солнце, проснулась собака.

Диктант-перевод.

Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните слова в переносном значении.

Вранці випливло сонечко на погідне небо оглянути, що зробила ніч із землею. Вітер стих, і чистий, свіжий сніг сріблом сяяв під блакитним наметом неба. Земля наче вбралась на Різдво у білу сорочку.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. выучить теоретический материал: [1] § 25; [2] § 12.

2. выполнить упражнение: [1] 276; [2] 79.


VI. ИТОГ УРОКА

Интерактивное упражнение «Микрофон».

— На сегодняшнем уроке мне понравилось...





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити