РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 29

Тема. Синонимы. Знакомство со словарём синонимов

 

Цель: дать учащимся понятие о синонимах и синонимических рядах; познакомить учащихся со словарём синонимов; развивать умение подбирать синонимы в устной и письменной речи; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения синонимов; обеспечивают с помощью синонимов уместность, правильность и выразительность речи, пользуются словарём синонимов.

Оборудование: учебник, словарь синонимов, карточки с заданиями, схема «Синонимы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Замените глагол жить близким по значению словом.

Человек не может жить без пищи. Старик и доныне живёт. Лесник жил только тем, что добывал охотой. Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Задание учащимся.

Из слов, данных в скобках, выберите такие, в сочетании с которыми прилагательные и глаголы приобретают переносные значения. Бирюзовый (браслет, небо, свитер, перстень); золотой (колосок, серьги, волосы, сердце); зажечь (свеча, костёр, ребят); рассыпались (зёрна, монеты, звёзды, лучи).

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Составьте словосочетания, употребляя данные слова сначала в прямом, а потом в переносном значении.    

Образец: Серебряная ложка; серебряный иней.    

Железный, лисий, грустить, петь, голова.         

 

КАРТОЧКА № 2                                                 

Составьте и запишите предложения о ветре, солнце, реке, снеге, употребляя в них слова в переносном значении. 

Образец: К ночи буря разыгралась.                  

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 131-132.

Работа со схемой.

 

image10

 

Тренировочные упражнения.

1. Выпишите: I вариант — слова, называющие один и тот же предмет; II вариант — один и тот же признак; III вариант — одно и то же действие.

Бороться, биться, работа, вежливый, дело, воевать, труд, сражаться, учтивый, любезный, драться, занятие, деликатный, служба, воспитанный.

2. Спишите, подчеркните синонимы, не только называющие предмет, действие или признак, но и выражающие отношение к ним.

Разговор, болтовня; высокий, долговязый; глаза, очи; перегнать, обскакать; медленный, черепаший.

Работа со словарём синонимов.

Из словаря синонимов выпишите синонимические ряды слов.

I вариант

Горячий (жаркий, знойный, раскалённый, жгучий, палящий).

II вариант

Терпеть (сносить, выносить, выдерживать, переносить, переживать).

III вариант

Юноша (юнец, парень, молодой человек, хлопец).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Расположите синонимы в порядке возрастания признака.

1) Крепкий, надёжный, долговечный, стойкий, прочный (дружба).

2) Грубый, невежливый, оскорбительный, обидный, резкий, бестактный (поступок).

2. Составьте из данных слов ряды синонимов.

Всадник, страна, метель, темнота, наездник, мрак, буран, сторона, верховой, темень, край, вьюга, конный, потёмки, земля, пурга.

3. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами, чтобы избежать неоправданных повторов слов.

Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами.

Для справок: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.

Выборочный диктант.

Выпишите контекстуальные синонимы (т. е. слова, выступающие в роли синонимов только в определённом тексте) к слову незабудки. Подберите синонимы к выделенным словам.

НЕЗАБУДКИ

Незабудки всюду хорошо известны. Эти скромные цветы не выбирают себе лучшего места. Где овраг с ручейками, там и выглядывают из травы ярко-голубые глазки незабудок. Они не тускнеют и на горячем солнышке не выгорают. Цветок из пяти крохотных лепестков, а в середине жёлтое сердечко.

Незабудки! Какое ласковое имя! Поглядишь на них и не забудешь.

(По В. Бочарникову)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 26.

2. Выполнить упражнение: [1] 292; [2] 162.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Что такое синонимы?

— Что такое синонимический ряд?

— Чем различаются синонимы одного ряда?

— Какую роль играют синонимы в речи?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити