РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 3

Тема. Повторение изученного в начальной школе. Части речи: основные способы их распознавания


Цель: закрепить полученные знания о частях речи, об их грамматических признаках; совершенствовать умение находить орфограммы в словах; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют различать части речи, знают их грамматические признаки; умеют находить орфограмму в слове.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Творческая работа.

Из данных групп слов составьте предложения.

Мы, брат, собраться, лес, грибы.

Остановиться, мы, небольшая, полянка.

— Назовите части речи в составленных предложениях.

— Слов какой части речи не хватило для построения предложения?

— Какова роль этой служебной части речи в предложении?


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Вопросы учащимся.

— На какие группы делятся части речи?

— Какие самостоятельные части речи вы знаете?

— Как узнать, к какой части речи относится то или иное слово? Приведите примеры.

— Как изменяются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы?

— Какие служебные части речи вы знаете?


III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Объяснительный диктант.

Прошло жаркое лето. По небу поплыли тяжёлые тучи. Моросит холодный дождь. Готовится к долгой зиме колючий ёжик. Натаскал он в яму траву, жёлтые листья, мягкий мох и устроил себе уютное гнездо. Скоро всю землю покроет белый снег.

Выборочный диктант.

1. Выпишите из текста объяснительного диктанта имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. выделите окончания прилагательных; определите род, число, падеж.

Образец: жаркое лето — И. п., ед. ч., ср. р.

2. Выпишите из текста объяснительного диктанта глаголы, в составе которых есть приставка. Определите время глагола.

Образец: прошло — прош. вр.

3. Выпишите из текста объяснительного диктанта предлоги вместе со словами, которые они связывают. Определите падеж существительного.

Образец: поплыли по небу — Д. п.

4. Назовите остальные части речи, встретившиеся в этом тексте?

Задание учащимся.

К прилагательным, выписанным из текста диктанта, подберите слова, противоположные по значению. К какому слову вы не смогли подобрать пару?

Образец: жаркое — холодное.


IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Продолжить текст, записанный на уроке, 3-4 предложениями, подходящими по смыслу.


V. ИТОГ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Как изменяются имена существительные и имена прилагательные?

— Как определить род, число и падеж прилагательного?

— Какова функция предлогов?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити