РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 30

Тема. Антонимы. Знакомство со словарём антонимов

 

Цель: дать учащимся понять об антонимах; научить находить и использовать антонимы в устной и письменной речи; познакомить учащихся со словарём антонимов; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения антонимов; находят в тексте и используют в устной и письменной речи антонимы в соответствии с их лексическим значением; пользуются словарём антонимов.

Оборудование: учебник, словарь антонимов, схема «Антонимы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

Прочитайте текст. найдите слова, противоположные по лексическому значению.

Кислую ягодку дарит болото,

Сладкую ягодку — лес.

Днём не сидится в воде бегемоту,

Ночью вдруг в тине исчез.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Тренировочное упражнение.

Из данных слов составьте ряды синонимов.

Верный, говорить, губы, забавный, заявлять, изрекать, мудрый, неглупый, потешный, преданный, разумный, рот, смешной, сообщать, толковый, умный, уморительный, уста.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 137.

-  Работа со схемой.

 

image11

 

-  Тренировочные упражнения.

1. Подберите к словам антонимы. С двумя парами антонимов составьте предложение.

Высокий, большой, весёлый, умный, старый, добрый, правдивый, горький.

2. Образуйте словосочетания с глаголами-антонимами.

Образец: войти в комнату — выйти из комнаты.

Взойти на гору, выйти из класса, поехать в город, запрыгнуть на ступеньку.

-  Работа со словарём антонимов.

Пользуясь словарём антонимов, подберите антонимы к синонимам и всему синонимическому ряду.

Образец: вежливый — грубый (учтивый, предупредительный, обходительный — неучтивый, неделикатный, резкий).

Прилежный (ленивый), родина (чужбина).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Задание учащимся.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите антонимы к словам.

Отд..вать, праз(..)ник, скуч(..)ный, счаст..е, исч..зать, т..ж..- лый, ул..тать, м..риться.

-  Тренировочные упражнения.

1. С помощью антонимов охарактеризуйте героев сказок и басен.

Образец: волк простодушный, а лиса хитрая.

Лев — заяц (по храбрости); муха — слон (по величине); ягнёнок — волк (по силе); лисица — ворона (по уму); стрекоза — муравей (по трудолюбию).

2. Подберите антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.

Тяжёлая работа, тяжёлое настроение, тяжёлый запах; твёрдое яблоко, твёрдая рука, твёрдые знания; лёгкий рюкзак, лёгкая задача, лёгкий мороз; глухой старик, глухой голос, глухой переулок.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните антонимы.

Дело в..ди, а бездел..е гони. У сильного всегда бессильный в..новат. У храбрых есть только бессмертие, а смерти у храбрых нет. Человек от лени б..леет, а от труда здор..веет. Иди ..перёд, а оглядывайся наза.. .

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 27.

2. Выполнить упражнение: [1] 304; [2] 77.

 

VI. ИТОГ УРОКА

-  Вопрос учащимся.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити