РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 30

Тема. Антонимы. Знакомство со словарём антонимов

 

Цель: дать учащимся понять об антонимах; научить находить и использовать антонимы в устной и письменной речи; познакомить учащихся со словарём антонимов; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения антонимов; находят в тексте и используют в устной и письменной речи антонимы в соответствии с их лексическим значением; пользуются словарём антонимов.

Оборудование: учебник, словарь антонимов, схема «Антонимы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Прочитайте текст. найдите слова, противоположные по лексическому значению.

Кислую ягодку дарит болото,

Сладкую ягодку — лес.

Днём не сидится в воде бегемоту,

Ночью вдруг в тине исчез.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Тренировочное упражнение.

Из данных слов составьте ряды синонимов.

Верный, говорить, губы, забавный, заявлять, изрекать, мудрый, неглупый, потешный, преданный, разумный, рот, смешной, сообщать, толковый, умный, уморительный, уста.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 137.

Работа со схемой.

 

image11

 

Тренировочные упражнения.

1. Подберите к словам антонимы. С двумя парами антонимов составьте предложение.

Высокий, большой, весёлый, умный, старый, добрый, правдивый, горький.

2. Образуйте словосочетания с глаголами-антонимами.

Образец: войти в комнату — выйти из комнаты.

Взойти на гору, выйти из класса, поехать в город, запрыгнуть на ступеньку.

Работа со словарём антонимов.

Пользуясь словарём антонимов, подберите антонимы к синонимам и всему синонимическому ряду.

Образец: вежливый — грубый (учтивый, предупредительный, обходительный — неучтивый, неделикатный, резкий).

Прилежный (ленивый), родина (чужбина).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задание учащимся.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите антонимы к словам.

Отд..вать, праз(..)ник, скуч(..)ный, счаст..е, исч..зать, т..ж..- лый, ул..тать, м..риться.

Тренировочные упражнения.

1. С помощью антонимов охарактеризуйте героев сказок и басен.

Образец: волк простодушный, а лиса хитрая.

Лев — заяц (по храбрости); муха — слон (по величине); ягнёнок — волк (по силе); лисица — ворона (по уму); стрекоза — муравей (по трудолюбию).

2. Подберите антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.

Тяжёлая работа, тяжёлое настроение, тяжёлый запах; твёрдое яблоко, твёрдая рука, твёрдые знания; лёгкий рюкзак, лёгкая задача, лёгкий мороз; глухой старик, глухой голос, глухой переулок.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните антонимы.

Дело в..ди, а бездел..е гони. У сильного всегда бессильный в..новат. У храбрых есть только бессмертие, а смерти у храбрых нет. Человек от лени б..леет, а от труда здор..веет. Иди ..перёд, а оглядывайся наза.. .

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 27.

2. Выполнить упражнение: [1] 304; [2] 77.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити