РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 35

Тема. Правила переноса частей слов (повторение с углублением)

 

Цель: развивать навыки правильного переноса слов, учитывая состав слова; совершенствовать умение разбирать слова по составу; воспитывать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют переносить слова, учитывая их состав; выделяют значимые части слова.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Исправьте ошибки, допущенные учеником при переносе слов.

И-гра, стро-йный, прид-винуть, об-ъезд, кухо-нный.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма.

Ж..лтый, щ..ки, ч..лка, ч..рствый, ч..рточка, ж..лудь, ж..сткий, обж..ра, щ..тка, ш..в, ш..пот, ш..рох, ш..фёр, ж..кет.

Тренировочное упражнение.

Переведите слова на русский язык. Разделите на значимые части в русском и украинском языке. Сравните состав.

Образец: читач — читатель.

Вчителька, бабуся, дочка, онука.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                 

Подберите и запишите по два слова к схемам:  

1)                  ; 2)                   ; 3)                  .

 

КАРТОЧКА № 2

В данных словах выделите префикс. Подберите к нему слово с таким же префиксом.

Образец: закрепить — зашить.

Прикрепить, укрепить, выползти, доползти, переползти.

Тренировочное упражнение.

Разделите слова на слоги для переноса.

Линейка, соединение, направление, разделить, развеваться, задание, примирить.

— Какими правилами переноса вы пользовались?

Слово учителя.

При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную, если корень тоже начинается с согласной (под-ходить, а не по-дходить). Если же корень начинается с гласной, то при переносе можно отрывать конечную согласную от приставки (ра-зумный). Нельзя отрывать от корня часть, не составляющую слога (по-слать, а не пос-лать), а если часть составляет слог, то можно: прими-рить. Если корень начинается с двойной согласной, то при переносе эти буквы не разрываются: подо-жжённый, а не подож-жённый.

Важно запомнить, что при переносе нельзя отрывать букву от одной морфемы и присоединять к другой, кроме случаев, которые мы оговорили.

Тренировочные упражнения.

1. Разберите данные слова по составу и разбейте для переноса.

Счастливый, создатель, перемена, поджог, расчёска.

2. Исправьте ошибки, допущенные при переносе слов.

Бе-сконечная, води-ть, расс-казать, бесшу-мный, прек-расны, морс-кой, пос-мотреть, вь-юга.

3. Переведите слова с украинского языка на русский и запишите их в две колонки: 1) слова, которые не переносятся; 2) слова, которые переносятся, разбив их для переноса.

Під’їхати, степовий, дощ, сніг, підсніжник, заморозки, ожеледь, життя, підводний, об’єднання, їхати, сміятись, гріти.


IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал: [1] § 31, 32.

2. Выполнить упражнение: [1] 355; [2] 70. образованные слова разбить для переноса.


V. ИТОГ УРОКА

Интерактивное упражнение «Микрофон».

— На уроке меня больше всего заинтересовало...





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити