РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 37

Тема. Имя существительное. Значение существительных. Изменение существительных по числам и падежам

 

Цель: углубить знания учащихся об имени существительном как части речи, об изменении существительных по числам и падежам; развивать навык распознавания имени существительного как части речи, умение определять число и падеж существительного в тексте; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают имя существительное и выделяют эту часть речи с помощью вопроса; определяют число и падеж существительного.

Оборудование: учебник.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Выпишите из стихотворения имена существительные. Докажите, что это существительные. Определите их род, число, падеж.

ЗИМНЯЯ БАХРОМА

На сосне и на берёзе —

Бахрома:

Белой пряжей

Их запутала зима.

 

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на берёзе

И сосне.

(В. Орлов)

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Словарный диктант.

Подберите проверочные слова.

Ведро, село, повар, стрела, спина, цветок, лесник, лошадка, больной, зелень, отбежать, дотащить, отяжелеть, нагревать.

Выборочный диктант.

Выпишите имена существительные. Объясните орфограммы.

Зима в горах идёт сверху. Выпал снег на вершинах. На серых оконечностях скал при солнце сверкали куски холодного синеватого сахара.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает лицо или предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Существительные, отвечающие на вопрос кто?, называются одушевлёнными (шофёр, сестра), а на вопрос что? — неодушевлёнными (парта, ручка).

В русском языке, как и в украинском, существительные изменяются по числам и падежам.

Изменение существительных по числам и падежам называется склонением.

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 180 (сравнение падежей в русском и украинском языке).

Тренировочные упражнения.

1. Просклоняйте в единственном и множественном числе существительные.

I вариант Дорога.

II вариант Вечер.

2. Выпишите в одну колонку существительные, употреблённые в единственном числе, в другую — во множественном.

Водоросли, дымок, озёра, день, ромашки, муравьи, сосна, счастье, узоры, тучки, полоски, поток, золото, травинка, птички.

3. Определите число и падеж существительных, выделите окончания.

На снежной равнине, в зелёном наряде, угрюмая ель, пушистым снегом, сухую берёзу, зимнее солнце, огромные сугробы, разноцветными коврами.

4. Составьте словосочетания, употребляя предлоги. Существительные, данные в скобках, поставьте в соответствующий падеж. Падеж укажите. Обозначьте окончания существительных.

Плавать (река, теплоход); собираю (травы, луга); отвечаю (вопросы, учитель); идти (коридор, школа); видеть (кабина, корабль); стоять (берег, море).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Распределительный диктант.

Распределите в две колонки слова: 1) отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые существительные); 2) отвечающие на вопрос что? (неодушевлённые существительные).

Шофёр, снегопад, тетрадь, ветеран, почтальон, трамвай, дуб, депутат, ученик, пиджак, ровесник, велосипед, тракторист, корова.

Тренировочные упражнения.

1. Поставьте данные существительные во множественном числе, расставьте ударение.

Документ, инженер, километр, магазин, портфель, средство, шофёр, месяц, офицер, гражданин.

2. От данных глаголов образуйте существительные.

Образец: смеяться — смех.

Шуметь, учиться, шептать, бороться, шелестеть, дышать, помогать, работать, любить, мечтать, веселиться.

3. К данным существительным подберите антонимы и поставьте их в творительном падеже.

Образец: день — ночь — ночью.

Молодёжь, сила, правда, шум, болезнь, радость.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 34, 36.

2. Выполнить упражнение: [1] 402; [2] 247 (письменно).

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити