РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 39

Тема. Существительные в именительном падеже со значением обращения. Знаки препинания в предложениях с обращением

 

Цель: дать понятие об обращении; развивать умение различать имена существительные в роли обращения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают имена существительные в роли обращения; правильно ставят знаки препинания при обращении.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Прочитайте пословицы. Найдите существительные, обозначающие того, к кому обращаются с речью.

Терпи, казак, атаманом будешь. Не пугай, зима: весна придёт. Яков, Яков! Не всё б ты якал. Не надейся, Роман, на чужой карман, а пораньше вставай да свой наживай. Не гордись, Гордей, ты не лучше людей.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Тренировочное упражнение.

Спишите существительные, вставив пропущенный ь или ъ. Поставьте данные слова в родительный падеж единственного числа. Выделите окончание.

Образец: семья — семьи.

Скам..я, коп..ё, от..езд, в..юга, в..езд, раз..яснение, п..еса, стат..я, об..явление, брит..ё.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Найдите и устраните ошибки в согласовании существительного с прилагательным. Чем вызваны эти ошибки?               

Маленький мышь, трудное фамилие, железная рельса, папино день рождения, печёная картофель, огромная рояль, раскидистая тополь, невыносимый боль, горячее кофе.

 

КАРТОЧКА № 2

Определите род имён существительных. Подберите к ним прилагательные и согласуйте их в роде.

Образец: мышь (ж. р.) — серая мышь.

Повидло, прорубь, простыня, тополь, шампунь, путь, какао.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 182.

Тренировочные упражнения.

1. По данным схемам составьте предложения с обращением:

image15

2. Выпишите предложения с обращением. объясните постановку знаков препинания. составьте схемы предложений.

Уходи, мороз косматый!

Слышишь, старый, или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний свет.

Ты не слышишь, дед сердитый,

Как в заоблачной дали

Над землёй, дождём умытой,

Закричали журавли?

(Я. Колас)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Найдите в предложениях существительные в именительном падеже. Перестройте предложения так, чтобы эти существительные стали обращениями. Объясните постановку знаков препинания.

Снежинки танцуют в воздухе. Февральский мороз нарисовал на стёклах замысловатые узоры. Тихо на землю ложится снег.

2. Придумайте и запишите предложения, в которых данные словосочетания были бы обращениями.

Дорогие друзья! Читатели нашей библиотеки! Юные друзья книг! Уважаемые ребята!

Работа по вариантам.

Переведите с украинского языка на русский. Поставьте знаки препинания.

В дружбі брате легше працювати, в дружбі тільки розквітати. Краю мій краю кращого за тебе я в житті не знаю. Колосіться колосіться жито і пшениця. Оленка маленька чому ти раденька? Куди ти хлопче подорожуєш? Що братику посіяв, те й пожнеш. Не шуми, не гуди, не хвилюйся колосся. Бери свій портфель хлопчику.

I вариант

Запишите предложения с обращением в начале предложения.

II вариант

Запишите предложения с обращением в середине предложения.

III вариант

Запишите предложения с обращением в конце предложения.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать теоретический материал: [1] § 36.

2. Выполнить упражнение: [1] 407; [2] 234.


VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Что такое обращение?

— Какое место в предложении занимает обращение?

— Какими знаками препинания выделяется обращение?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити