РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 40

Тема. Дательный падеж единственного числа со значением адресата


Цель: научить школьников правильно употреблять формы существительных в дательном падеже единственного числа; правильно писать окончания существительных в дательном падеже; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно употребляют формы существительных в дательном падеже; правильно пишут окончания существительных в дательном падеже.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

Раскройте скобки, поставив имена существительные в нужном падеже. Какой это падеж? Подчеркните орфограммы в существительных.

Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (Пётр Егорович). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач).


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Тренировочные упражнения.

Распространите обращения пояснительными словами.

С добрым утром, город! (родной, любимый)

Как хороши вы, степи! (украинские, необозримые)

Как ты прекрасен, лес! (зимний, дремучий)

-  Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                              

Составьте предложения по данным схемам и запишите их.     


КАРТОЧКА № 2

Образуйте форму именительного падежа множественного числа от приведённых слов.

Орден, актёр, шофёр, якорь, ветер, шёлк, блюдце.

— В каком слове происходит оглушение согласного?


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 181.

-  Слово учителя.

Название дательного падежа произошло от слова дать; наиболее типичное его значение — название адресата, то есть лица, которому что-то дают. Из материала учебника мы узнали, что в дательном падеже существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на -а, -я, имеют окончание -е (маме, папе). Если же существительное оканчивается на -ия (Мария, армия), то в дательном падеже у него будет окончание -и (Марии, армии).

-  Тренировочное упражнение.

Запишите словосочетания, употребляя существительные в дательном падеже. Выделите окончания имён существительных.

Радоваться (встреча), подойти к (аптека), ходит по (квартира), подбежать к (лестница), готовиться к (стройка), гулять по (деревня), написать (тётя Мария), параграф по (история), идти к (станция).


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Тренировочные упражнения.

1. Допишите окончания существительных. Объясните орфограмму.

Идти по лестниц.., пробежать по дорог.., приближаться к станци.., ответить по математик.., принести Иль.., написать Натали.. Сергеевн.., гулять по алле.., узнать о Лиди.., расспрашивать о Евгени.. .

2. Переведите с украинского языка на русский. Сравните окончания существительных в дательном падеже в обоих языках.

Мчить по стежці, важко батькові, співати матері, йшли по дорозі, наказати Марії, допомагати дідусеві, пливти по річці, усміхатися Наталії.

3. Запишите в дательном падеже фамилии и имена ребят, сидящих с вами в одном ряду.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 36.

2. Выполнить упражнение: [1] 404.

3. Составить 4 предложения с существительными в дательном падеже.


VI. ИТОГ УРОКА

-  Интерактивное упражнение «Микрофон».

— Знать дательный падеж имён существительных необходимо для того, чтобы...






Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити