РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 44

Тема. Прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа

 

Цель: научить школьников правильно произносить и писать прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа; развивать навык согласования прилагательных с существительными, употребления прилагательных в прямом и переносном значении; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и пишут прилагательные в указанных формах, согласовывают прилагательные с существительными; употребляют прилагательные в прямом и переносном значении.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Дополните рассказ, вставляя необходимые по смыслу прилагательные. Окончания прилагательных выделите.

Пришла ... весна. По небу побежали ... облака. Целый день с неба улыбается ... солнце. На деревьях появляются ... листочки. ... птицы возвращаются домой.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Тренировочное упражнение.

Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся. Определите род, число, падеж прилагательных. Выделите окончания.

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём. На синем небе робко выступают первые звёздочки. Ночное небо освещалось дальним заревом. Лист качается узорный в синей луже на воде. Грузовик мчался по широкой солнечной дороге.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Постройте словосочетания и запишите в две колонки: 1) с прилагательными в прямом значении; 2) в переносном. С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Бархатный (костюм, сезон, взгляд, платье); янтарный (браслет, бусы, виноград); мягкий (шарф, хлеб, шаг, характер).

 

КАРТОЧКА № 2

Замените данные словосочетания словосочетаниями с прилагательным. Выделите окончания, определите род прилагательных.

Образец: двор школы — школьный двор (м. р.).

Лист клёна, полка для книг, ветер с юга, портфель из кожи, помощь друга, работа в классе, поток воды, ящик из фанеры.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 195.

Беседа с учащимися.

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в именительном падеже единственного числа?

— Чем отличаются окончания прилагательных единственного числа именительного падежа от соответствующих украинских форм?

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа именительного падежа?

— Чем отличаются окончания прилагательных во множественном числе в обоих языках?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Словарный диктант.

Запишите словосочетания. Выделите окончания прилагательных.

Подчеркните орфограммы.

Быстрые речки, старые деревья, высокие тополя, молодые дубки, широкие поля, мягкие стулья, далёкие леса, холодные дожди, зелёные карандаши, цветные иллюстрации.

Тренировочные упражнения.

1. Запишите словосочетания. Рядом напишите форму множественного числа. Выделите окончания прилагательных.

Образец: лазурное море — лазурные моря.

Народная сказка, соловьиная трель, тонкая полоска, нежный голос, маленькая рыбка, острая иголка, большой город, весёлый воробей.

2. Исправьте речевые ошибки в словосочетаниях. Чем они вызваны?

Дальняя путь, острый боль, нова квартира, холодна вода, большии дома, городски жители, зимня ночь, знакомое фамилие, весёлое день рождения.

— Какие ошибки, помимо речевых, встретились в упражнении?

3. Спишите текст. Выделите в именах прилагательных окончания. Определите их число.

Ранн..й весной в берёзов..й рощ.. можно найти одно из самых первых весенних растений. Это голубые перелески. Но разве они голубые? Цветы — ярко-син.. звёздоч(..)ки, свеж.., чист.., в них белые тычинки посередине. У перелеск.. тёмн.. и плотн.. листья. Эти листья прошлогодн.., они перезимовали под снегом.

(По Н. Павловой)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать теоретический материал: [1] § 38.

2. Выполнить упражнение: [1] 433; [2] 300 (письменно).

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

— Как не ошибиться и правильно согласовать прилагательное с существительным?

— Как найти окончание прилагательного?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити