РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 44

Тема. Прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа

 

Цель: научить школьников правильно произносить и писать прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа; развивать навык согласования прилагательных с существительными, употребления прилагательных в прямом и переносном значении; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и пишут прилагательные в указанных формах, согласовывают прилагательные с существительными; употребляют прилагательные в прямом и переносном значении.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

Дополните рассказ, вставляя необходимые по смыслу прилагательные. Окончания прилагательных выделите.

Пришла ... весна. По небу побежали ... облака. Целый день с неба улыбается ... солнце. На деревьях появляются ... листочки. ... птицы возвращаются домой.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Тренировочное упражнение.

Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся. Определите род, число, падеж прилагательных. Выделите окончания.

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём. На синем небе робко выступают первые звёздочки. Ночное небо освещалось дальним заревом. Лист качается узорный в синей луже на воде. Грузовик мчался по широкой солнечной дороге.

-  Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Постройте словосочетания и запишите в две колонки: 1) с прилагательными в прямом значении; 2) в переносном. С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Бархатный (костюм, сезон, взгляд, платье); янтарный (браслет, бусы, виноград); мягкий (шарф, хлеб, шаг, характер).

 

КАРТОЧКА № 2

Замените данные словосочетания словосочетаниями с прилагательным. Выделите окончания, определите род прилагательных.

Образец: двор школы — школьный двор (м. р.).

Лист клёна, полка для книг, ветер с юга, портфель из кожи, помощь друга, работа в классе, поток воды, ящик из фанеры.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 195.

-  Беседа с учащимися.

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в именительном падеже единственного числа?

— Чем отличаются окончания прилагательных единственного числа именительного падежа от соответствующих украинских форм?

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа именительного падежа?

— Чем отличаются окончания прилагательных во множественном числе в обоих языках?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Словарный диктант.

Запишите словосочетания. Выделите окончания прилагательных.

Подчеркните орфограммы.

Быстрые речки, старые деревья, высокие тополя, молодые дубки, широкие поля, мягкие стулья, далёкие леса, холодные дожди, зелёные карандаши, цветные иллюстрации.

-  Тренировочные упражнения.

1. Запишите словосочетания. Рядом напишите форму множественного числа. Выделите окончания прилагательных.

Образец: лазурное море — лазурные моря.

Народная сказка, соловьиная трель, тонкая полоска, нежный голос, маленькая рыбка, острая иголка, большой город, весёлый воробей.

2. Исправьте речевые ошибки в словосочетаниях. Чем они вызваны?

Дальняя путь, острый боль, нова квартира, холодна вода, большии дома, городски жители, зимня ночь, знакомое фамилие, весёлое день рождения.

— Какие ошибки, помимо речевых, встретились в упражнении?

3. Спишите текст. Выделите в именах прилагательных окончания. Определите их число.

Ранн..й весной в берёзов..й рощ.. можно найти одно из самых первых весенних растений. Это голубые перелески. Но разве они голубые? Цветы — ярко-син.. звёздоч(..)ки, свеж.., чист.., в них белые тычинки посередине. У перелеск.. тёмн.. и плотн.. листья. Эти листья прошлогодн.., они перезимовали под снегом.

(По Н. Павловой)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать теоретический материал: [1] § 38.

2. Выполнить упражнение: [1] 433; [2] 300 (письменно).

 

VI. ИТОГ УРОКА

-  Вопросы учащимся.

— Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

— Как не ошибиться и правильно согласовать прилагательное с существительным?

— Как найти окончание прилагательного?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити