РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС
УРОК № 44
Тема. Прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа
Цель: научить школьников правильно произносить и писать прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа; развивать навык согласования прилагательных с существительными, употребления прилагательных в прямом и переносном значении; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и пишут прилагательные в указанных формах, согласовывают прилагательные с существительными; употребляют прилагательные в прямом и переносном значении.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Дополните рассказ, вставляя необходимые по смыслу прилагательные. Окончания прилагательных выделите.
Пришла ... весна. По небу побежали ... облака. Целый день с неба улыбается ... солнце. На деревьях появляются ... листочки. ... птицы возвращаются домой.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Тренировочное упражнение.
Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся. Определите род, число, падеж прилагательных. Выделите окончания.
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём. На синем небе робко выступают первые звёздочки. Ночное небо освещалось дальним заревом. Лист качается узорный в синей луже на воде. Грузовик мчался по широкой солнечной дороге.
- Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Постройте словосочетания и запишите в две колонки: 1) с прилагательными в прямом значении; 2) в переносном. С двумя словосочетаниями составьте предложения.
Бархатный (костюм, сезон, взгляд, платье); янтарный (браслет, бусы, виноград); мягкий (шарф, хлеб, шаг, характер).
КАРТОЧКА № 2
Замените данные словосочетания словосочетаниями с прилагательным. Выделите окончания, определите род прилагательных.
Образец: двор школы — школьный двор (м. р.).
Лист клёна, полка для книг, ветер с юга, портфель из кожи, помощь друга, работа в классе, поток воды, ящик из фанеры.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 195.
- Беседа с учащимися.
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в именительном падеже единственного числа?
— Чем отличаются окончания прилагательных единственного числа именительного падежа от соответствующих украинских форм?
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа именительного падежа?
— Чем отличаются окончания прилагательных во множественном числе в обоих языках?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Словарный диктант.
Запишите словосочетания. Выделите окончания прилагательных.
Подчеркните орфограммы.
Быстрые речки, старые деревья, высокие тополя, молодые дубки, широкие поля, мягкие стулья, далёкие леса, холодные дожди, зелёные карандаши, цветные иллюстрации.
- Тренировочные упражнения.
1. Запишите словосочетания. Рядом напишите форму множественного числа. Выделите окончания прилагательных.
Образец: лазурное море — лазурные моря.
Народная сказка, соловьиная трель, тонкая полоска, нежный голос, маленькая рыбка, острая иголка, большой город, весёлый воробей.
2. Исправьте речевые ошибки в словосочетаниях. Чем они вызваны?
Дальняя путь, острый боль, нова квартира, холодна вода, большии дома, городски жители, зимня ночь, знакомое фамилие, весёлое день рождения.
— Какие ошибки, помимо речевых, встретились в упражнении?
3. Спишите текст. Выделите в именах прилагательных окончания. Определите их число.
Ранн..й весной в берёзов..й рощ.. можно найти одно из самых первых весенних растений. Это голубые перелески. Но разве они голубые? Цветы — ярко-син.. звёздоч(..)ки, свеж.., чист.., в них белые тычинки посередине. У перелеск.. тёмн.. и плотн.. листья. Эти листья прошлогодн.., они перезимовали под снегом.
(По Н. Павловой)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать теоретический материал: [1] § 38.
2. Выполнить упражнение: [1] 433; [2] 300 (письменно).
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
— Как не ошибиться и правильно согласовать прилагательное с существительным?
— Как найти окончание прилагательного?