РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 47

Тема. Формы притяжательных местоимений: мой, твой, его, её (укр. мій, твій, його, її). Указательные местоимения: этот, эта, это (укр. цей, ця, це)


Цель: дать учащимся понятие о наиболее часто употребляемых притяжательных и указательных местоимениях; формировать навыки употребления и правописания падежных форм местоимений; воспитывать культуру речи школьников.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о притяжательных и указательных местоимениях; употребляют их в речи, правильно пишут падежные формы местоимений; правильно употребляют местоимение их (в отличие от укр. їхній).

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Прочитайте предложения.

Мы живём в доме. Сеня вернул мне книгу. Праздник я очень люблю. Подари мне фотографию.

— По вашему мнению, что недостаёт этим предложениям?

(В предложении недостаёт указательных и притяжательных местоимений.)


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания. 0 Тренировочное упражнение.

Составьте словосочетания, поставив вместо вопроса местоимение он в нужном падеже. Определите падеж.

Сказать (кому?), гордиться (кем?), спросить (о ком?), ждать (кого?), встретиться (с кем?), приготовить (для кого?).

Практическая работа.

Выпишите из текста (текст на парте) местоимения. Определите лицо и падеж.

Что ты, конь, споткнулся? Почему ты, чёрный пёс, ощетинился? Или вы чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился — так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну. Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала. Стой, Иван — крестьянский сын! Дай мне роздыху! Что за роздых! У тебя, Чудо-юдо, три головы, а у меня одна.

— Найдите в тексте обращения. Объясните постановку знаков препинания при обращении.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 213.

2. Выполните упражнение: [1] 470.

Тренировочное упражнение.

Подчеркните личные местоимения ровной линией, а личные в роли притяжательных — волнистой.

Его внимание мне дорого. Его долго не было в школе. Её пение было восхитительным. Мы пригласили её в гости. Их дом стоял в конце улицы. Вы их попросите, они помогут.

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 214.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Подберите к данным существительным притяжательное и указательное местоимение. Обозначьте род существительных.

Образец: моя боль, эта боль (ж. р.).

Тополь, дом, выступление, тетрадь, путь.

2. Распространите предложения указательными местоимениями.

(Этот) Лес стоял тёмный и молчаливый. Вода в (той) реке потемнела. (Эта) Зима будет холодной. Цвет (того) озера особенно хорош осенью. (Тот) Путь шёл через поле.

3. Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните местоимения, определите их разряд.

У цьому веселому співі птахів відчувався їхній весняний настрій. Їхня мама вже повернулася і чекає на них. Блискавиці пролітали над його головою. Веде та стежинка Тетянку і все їй показує. Ми вирішили заночувати над цією річкою.

4. Исправьте речевые недочёты.

Мене подарили конструктор «Лего». Я часто гуляю в ихнем дворе. Она попросила меня прислать свою фотографию. Той пример был очень сложным.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подготовиться к контрольной работе.

2. Выполнить упражнения: [1] 471, 474.

3. Составить по три предложения с притяжательными и указательными местоимениями.


VI. ИТОГ УРОКА

Игра «Кто больше».

Вспомните как можно больше пословиц, поговорок, загадок, слов из песен, содержащих притяжательные и указательные местоимения. («Каждый кулик своё болото хвалит». «Этот день Победы порохом пропах...»)





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити