РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 49

Тема. Глагол. Значение глагола. Неопределённая форма глагола


Цель: углубить знания учащихся о глаголе как части речи; познакомить учащихся с неопределённой формой глагола; научить распознавать неопределённую форму глагола и правильно её произносить; воспитывать культуру речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неопределённую форму глагола и правильно её произносят и пишут.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают составленные дома описания рук своей мамы и отвечают на вопрос:

— Какую часть речи вы употребляли, описывая работу, выполняемую мамиными руками.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа с учащимися.

— Какая часть речи называется глаголом?

— На какие вопросы отвечает глагол? Приведите пример.

— Как в тексте найти глаголы?

— Для чего глаголы служат в нашей речи?

Выборочный диктант.

Выпишите глаголы. В скобках запишите вопросы, на которые отвечают выписанные глаголы.

Цветут ландыши, потом зацветает шиповник. Мотыльки кружили над ромашками. В них сидел ворчливый шмель. Солнце скоро спрячется тихонько за холмом. В окна постучит дождь.

Тренировочное упражнение.

Подберите к данным существительным однокоренные глаголы.

Образец: мечта — мечтать.

Свет, цветок, украшение, корм, дружба, подарок, танец, глоток.

Словарный диктант.

Подчеркните орфограммы в глаголах. Устно подберите проверочные слова.

Ломать, носить, ходить, стоять, косить, прилетать, писать, смотреть, кормить, украшать.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 220-221; [2] с. 131-132.

Тренировочные упражнения.

1. Переведите с украинского языка на русский. Выделите суффикс неопределённой формы глагола. Сравните формы в обоих языках.

Терти, клеїти, бити, купити, стати, їздити, тремтіти, червоніти, думати, залишати, стрибати, малювати.

2. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Объясните правописание мягкого знака. Выделите корень в словах.

Образец: зажёг — зажечь.

Пересеку, напёк, берегу, лягу, стерёг, впрягу.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Составьте предложения с глаголами: строится — пора строиться; готовится — надо готовиться; заботится — буду заботиться.

— Как распознать неопределённую форму глагола?

— Как произносится -ться в глаголах?

2. Подберите к глаголам антонимы. Выделите суффиксы.

Работать, болеть, говорить, открыть, давать, стоять.

Распределительный диктант.

Запишите словосочетания в две колонки: 1) с глаголами, употреблёнными в прямом смысле, 2) в переносном.

Развесить бельё, развесить уши; расшатать здоровье, расшатать гвоздь; поднять пыль, поднять тревогу; лететь стрелой, лететь в самолёте; войти в доверие, войти в дом; завоевать уважение, завоевать страну.

Творческое задание.

Напишите, какие у каждого из вас планы на этот год (кроме школьных занятий), употребляя глаголы в неопределённой форме.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Научиться играть на гитаре.

2. Сделать альбом летних фотографий.

3. Поехать летом на море.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 43; [2] § 58.

2. Выполнить упражнение: [1] 483; [2] 394.


VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Какая часть речи называется глаголом?

— Что значит начальная форма глагола?

— Как пишутся глаголы неопределённой формы?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити