РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 53

Тема. Общее понятие о наречии. Ударение некоторых наречий


Цель: дать учащимся общее понятие о наречии; обучать правильному произношению наречий; углубить знания о синонимах и антонимах; воспитывать культуру поведения учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о наречии, находят наречия в тексте, правильно произносят наречия, подбирают к ним синонимы и антонимы, образуют наречия от прилагательных, существительных.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, орфографический словарь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Выпишите из предложений слова, отвечающие на вопросы как? куда? когда? где?

При переходе улицы посмотри сначала налево, а потом — направо.

Стоящие автомобили, автобусы, троллейбусы обходи сзади, трамваи — спереди. Если в класс входит взрослый, все дружно встают для приветствия. Чтобы правильно встать за партой, надо осторожно и тихо подняться. Во время урока надо сидеть прямо.

— Знаете ли вы, о какой части речи пойдёт сегодня речь?

— Можно ли к наречиям отнести слова в класс (куда?), за партой (где?), во время урока (когда?)?


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Подчеркните -ться и -тся в глаголах.

Весна приближается. Она зарождается в тишине утра. Возвращаются с юга птицы. Как легко дышится! Хочется радоваться жизни, улыбаться людям, смеяться без причины.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Поставьте данные глаголы вместе с личными местоимениями во 12-м лице единственного числа. Выделите окончания. 

Образец: выучить — ты выучишь.                     

Читать, говорить, открывать, засыпать, бежать.

КАРТОЧКА № 2

От данных глаголов образуйте формы 3-го лица единственного и множественного числа. Выделите окончания.

Образец: гладить — гладит, гладят.

Рисовать, писать, скучать, находить, трещать, готовиться.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака и отвечает на вопросы как? где? куда? когда? почему? зачем? и др.

Чаще всего наречия зависят от глаголов. Например: иду (куда?) домой, петь (как?) задушевно, вернулись (когда?) весной.

Наречия — неизменяемые слова, они не имеют окончаний.

Чаще всего наречия образуются от прилагательных: высокий  высоко, красивый  красиво, хороший  хорошо и от существительных: зима  зимой, утро  утром.

Тренировочные упражнения.

1. Выпишите из текста наречия вместе со словами, от которых они зависят, поставьте вопросы к наречиям.

Летом в нашем зоопарке,

когда было очень жарко,

звери тень себе искали,

там охотно отдыхали.

2. От данных прилагательных образуйте наречия.

Образец: дружный  дружно.

Быстрый, тихий, мягкий, дорогой, опасный, поздний, верный, лёгкий.

Слово учителя.

Ударение в наречиях в русском и украинском языках не всегда совпадает.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

 

В русском языке

В украинском языке

далеко' (и далёко)

дале'ко

легко'

ле'гко

высоко'

ви'соко

глубоко'

гли'боко

 

Тренировочное упражнение.

Пользуясь орфографическим словарём, поставьте и запомните ударение в данных наречиях.

Допоздна’, жесто’ко, и’здавна, издалека’, и’здали, наро’чно, наскво’зь, настороже’, неподалёку, по-украи’нски.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Подберите синонимы к наречиям.

Заниматься серьёзно (вдумчиво), жить счастливо (хорошо), поступать честно (справедливо), посмотреть грустно (печально), разговаривать холодно (неприветливо), писать аккуратно (опрятно).

2. Переведите с украинского языка на русский.

Писати краще, йти пішки, мовчки сидіти, тричі повторити, подивитися навколо, ставитися байдуже.

3. Подберите антонимы к данным наречиям.

Вежливо, медленно, грустно, прямо, далеко, легко, сухо, долго.

Творческая работа.

Составьте несколько предложений о жизни вашей семьи, используя наречия.

Образец: мама встаёт рано. Бабушка готовит вкусно.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 49.

2. Выполнить упражнение: [1] 525; [2] 111 (от прилагательных, данных в упражнении, образовать наречия).


VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Какая часть речи называется наречием?

— На какие вопросы отвечает наречие?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити