РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 54

Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным, временным и объектным значением


Цель: дать учащимся общее представление о предлогах; развивать умение различать значения предлогов; воспитывать культуру речи школьников.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют общее представление о предлогах; умеют различать значения предлогов.

Оборудование: учебник, таблица «Значения предлогов».

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Слово учителя.

В русском языке около двухсот предлогов. Именительный падеж употребляется без предлогов. Самый богатый родительный падеж — более ста предлогов, винительный — двадцать, творительный — двадцать четыре, дательный — девятнадцать, предложный — только семь.

Игра «Кто больше».

Назовите известные вам предлоги.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Запишите пословицы. Поставьте вопрос к наречиям. Подчеркните орфограмму в глаголах.

Учиться никогда не поздно. Легко обжечься, если торопишься. За правое дело стоят смело. Сначала думает, а потом делает. Стреляет редко, да метко. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тренировочное упражнение.

Из записанных на доске слов составьте словосочетания.

Скучать, о, дом; приехать, из, Киев; прийти, из, школа; говорить, о, дела; найти, под, дерево; идти к река; выглядеть, из-за, забор.

Беседа с учащимися.

— С помощью чего слова соединяются в словосочетания?

— Почему предлог — служебная часть речи?

— Как пишутся предлоги со словами?

— Выделите предлоги в предыдущем задании прямоугольником и сделайте вывод о том, что же такое предлог.

Работа с таблицей.

 

ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

 

Значения предлогов

В русском языке

В украинском языке

Пространственное

из комнаты

з кімнати

 

под воду

під воду

 

между нами

між нами

 

от Москвы

від Москви

 

около леса

біля лісу


 

к берегу

до берега


Временное

с двух часов

з двох годин


 

до вечера

до вечора


 

на каникулах

на канікулах


 

перед уроками

перед уроками


Объектное

о сестре

про сестру


 

с братом

з братом


Причинное

по невнимательности

через неуважність


 

из-за болезни

через хворобу


 

от страха

від страху


 

Запомните! Со словами скучать, думать, говорить, плакать, горевать употребляется предлог о: скучать о маме, говорить о книге и т. д.

Тренировочное упражнение

Вставьте пропущенные предлоги. Определите их значение.

Подъехать ... крыльцу, выйти ... комнаты, говорить ... них, идти ... школы, тосковать ... детях, сбежать ... горы, начинать ... азбуки, подплыть ... берегу.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Составьте словосочетания, используя предлоги: без, через, из-за, из, от.

2. Переведите на русский язык. Выделите графически предлоги.

Росте біля школи, вийти з класу, йти з товаришем, переїхав через річку, казки про тварин, виходити з лісу, хвилюватися за дітей, поклав на стіл.

2. Раскройте скобки и выпишите в одну колонку слова с предлогами, а в другую — слова, имеющие приставки. Укажите, какой частью речи являются слова, употреблённые с предлогами.

(B)ходят семь богатырей

Семь румяных усачей.


(C)царевной

Вот Чернавка (в)лес (по)шла

И (в)такую даль (с)вела,

Что царевна (до)гадалась

И (до)смерти испугалась.


(Подо)ждать она хотела

(До)обеда, не стерпела

(В)руки яблоко взяла,

(К)алым губкам (под)несла,

(По)тихоньку (при)кусила

И кусочек (про)глотила.

(А. Пушкин)

3. Свяжите слова с помощью предлогов для и от.

Таблетки ... головная боль; гимнастика ... укрепление ног; средство ... насекомые; жидкость ... снятие лака; микстура ... простуда; таблетки ... бессонница.

Редактирование словосочетаний.

Найдите ошибки в употреблении предлогов. Запишите словосочетания в исправленном виде.

Скучаю за братом, говорил про каникулы, приехал з папой, вернулся с Одессы, подошёл до магазина, думал про оценки.

Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 538.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 50.

2. Выполнить упражнение: [1] 539; [2] 423 (из текста выписать предлоги вместе со словами, которые они связывают; предлоги выделить).


VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Почему предлог относится к служебным частям речи?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити