РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 56

Тема. Частица не


Цель: дать учащимся представление о частице как служебной части речи; дать понятие о значении частицы не; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру речи школьников.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о частице как служебной части речи; о значении частицы не, правильно пишут не с глаголами.

Оборудование: учебник, тексты для перевода.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Игра «Найди пропажу».

Прочитайте предложения. Спишите, вставив необходимые по смыслу слова. Слова какой части речи «потерялись» в предложениях?

Я изучаю испанский язык, а английский. Мне нравятся спокойные игры, я люблю подвижные. Брат приехал поездом, он прилетел самолётом.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Подчеркните и объясните написание -тся и -ться в глаголах. Выделите графически предлоги и союзы.

АПРЕЛЬ

В апреле распускаются почки на деревьях и кустарниках. Появляется первая зелень. Возвращаются в родные края птицы. Вскрываются реки. Начинают показываться первые насекомые. Длинные серёжки ольхи покачиваются от ветра, над ними стали подниматься облачка жёлтой пыльцы.

(По И. Балбышеву)


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 257; [2] с. 130 (таблица).

Вопросы учащимся.

— Почему частицы относят к служебным частям речи?

— Для чего служит частица не?

— Как пишется не с глаголами?

Тренировочное упражнение*.

Спишите с доски предложения, ставя отрицательную частицу не перед глаголами. Подчеркните орфограмму.

Образец: подумаешь — решишь задачу. Не_подумаешь — не_решишь задачу. Приедешь — увидишь горы. Будет хлеб — будет и обед. Посеешь — урожай соберёшь. Упустишь минуту — потеряешь час.

Словарный диктант.

Запишите слова. Составьте два предложения с глаголами, которые пишутся слитно.

Ненавидеть, не мечтать, не работать, не быть, негодовать, неволить, не прожить, недомогать, не думать, не сметь.

Слово учителя.

Иногда употребление частицы не в предложении придаёт ему не отрицательный, а положительный смысл.

Сравните: Я могу тебе помочь. Я не могу тебе не помочь.

Тренировочное упражнение.

Перестройте предложения так, чтобы они приобрели сначала отрицательное значение, а потом — положительное.

Я могу думать о будущем. Я могу заниматься спортом. Я могу принимать участие в концерте. Я могу учиться лучше.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Объяснительный диктант.

Выделите графически частицу не (Δ), союзы и предлоги.

Речка не мутнеет и не темнеет. Без косы сена не накосишь. Честный человек ненавидит зло и ложь. Семеро одного не ждут. Брат недоумевал. После драки кулаками не машут.

Тренировочное упражнение.

Переведите с украинского языка на русский.

ШАНУЙТЕ КНИЖКУ

Загорни книжку в папір — (не)бруднитиметься обкладинка. (Не)читай книжку, коли їси,— можеш забруднити її. (Не)клади в книжку олівців, ручок — від цього псується книжка. (Не)рви сторінок, (не)малюй і (не)пиши нічого в книжці, (не)роби ніяких позначок, (не)перегинай книжку.

Творческая работа.

Составьте и запишите несколько правил культуры ведения диалога.

Образец: Не перебивай собеседника. Не говори с набитым ртом.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать теоретический материал: [1] § 52; [2] § 57.

2. Выполнить упражнение: [1] 57; [2] 388.


VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

________________________________________________________

* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Зима Е. В. Слитно, раздельно или через дефис? — Харьков: Издательство «Ранок».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити