РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 57

Тема. Повторение и обобщение по теме «Морфология». Подготовка к контрольной работе


Цель: повторить и обобщить изученное по теме «Морфология»; подготовиться к контрольной работе по теме «Глагол. Наречие. Служебные части речи»; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают самостоятельные и служебные части речи; распознают неопределённую форму глагола и правильно произносят её; знают об особенностях отдельных форм глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени в сопоставлении с украинским языком; правильно произносят наречия, различают значения рассмотренных предлогов, союзов, частицы не.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Интерактивное упражнение «Микрофон».

— На уроке я хочу закрепить...


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Подчеркните и объясните написание -тся и -ться в глаголах. Выделите графически предлоги, союзы, частицы.

Не потрудиться — хлеба не добиться. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Всякое дело человеком ставится и человеком славится. Волков бояться — в лес не ходить. От работы руки не отнимутся.


III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Тренировочные упражнения.

1. От данных глаголов образуйте глаголы 2-го и 3-го лица единственного числа. Выделите окончания.

Образец: шагнул — шагнёшь, шагнёт.

Толкать, мелькать, включить, прогуляться, кивать, смеяться.

2. Спишите глаголы прошедшего времени. Расставьте ударения.

Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали.

3. Образуйте от прилагательных наречия. Расставьте ударения. С двумя наречиями составьте предложения.

Образец: высокий — высоко’.

Широкий, глубокий, лёгкий, далёкий, жестокий, завидный.

4. Переведите текст с украинского языка на русский (текст лежит на каждой парте). Надпишите над самостоятельными частями речи, какая это часть речи, служебные части речи выделите графически.

З вогнем та водою не жартуй. Від своєї совісті не втечеш. Добрі вісті не лежать на місті. Добро не пропадає, а зло не вмирає. Гірко поробиш — солодко з’їси. Спочатку думай, а потім роби.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                 

Преобразуйте словосочетания по образцу, заменив прилагательное + существительное сочетанием глагол + наречие.

Образец: горячий спор — горячо спорить.        

Резкий удар, быстрая ходьба, случайная встреча, тихая беседа, громкий разговор.


КАРТОЧКА № 2                                                 

Подберите к наречиям антонимы.                     

Говорить весело, подниматься быстро, писать небрежно, смотреть грозно, слушать внимательно.


КАРТОЧКА № 3                                                 

Раскройте скобки, подобрав подходящий предлог. Определите падеж существительного.                         

Заплатить (багаж), рассказать (поход), увериться (правота), предостеречь (опасность), отойти (остановка), выйти (школа).


IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал: [1] § 43-52; [2] § 57-64.

2. Выполнить упражнения: [1] заполнить таблицу, с. 261; [2] 404, 407.


V. ИТОГ УРОКА

Интерактивное упражнение «Микрофон».

— Самым сложным для меня на уроке было.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити