РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 58

Тема. Контрольная работа. «Глагол. Наречие. Служебные части речи». Контрольное аудирование


Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неопределённую форму глагола, а также форму прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов; правильно их пишут и произносят; различают значения предлогов, союзов, частицы не.

Оборудование: тестовые задания, текст для контрольного аудирования.

Тип урока: контроль и коррекция знаний

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий и аудирования. Проведение инструктажа по выполнению заданий тестового характера и аудирования.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Выполнение учащимися тестовых заданий.

(Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)

1. Укажите строку, в которой все части речи являются самостоятельными:

√А мы, белый, искать;

Б дерево, через, этот;

В но, горячо, весёлый.

Приведите три примера самостоятельных частей речи и укажите, какие это части речи.

2. Укажите строку, где во всех глаголах после т пишется ь:

А получает..ся, встречаться, увлекает..ся;

Б слышит..ся, улыбат..ся, занимат..ся;

√В умыват..ся, радоват..ся, катат..ся.

Расставьте ударение в словах: поняла, гнала, спала.

3. Укажите строку, где во всех случаях не является частицей и пишется раздельно:

А (не)бывать, (не)годовать, (не)навидеть;

√Б (не)выполнять, (не)чувствовать, (не)приходить;

В (не)запомнить, (не)волить, (не)хотеть.

С одним из данных глаголов составьте и запишите предложение.

4. Укажите группу словосочетаний, в состав которых входит глагол 2-го лица:

А высоко взлететь, легко достичь;

Б сильно напрягся, очень стремился;

√В широко льёшься, глубоко нырнёшь.

Из словосочетаний выпишите наречия и поставьте в них ударения.

5. Укажите строку, в которой все предлоги употреблены правильно:

А иду со школы, приехать з Киева;

Б говорить про передачу, скучаю за бабушкой;

√В подошёл к дому, волноваться о детях.

Запишите словосочетания с речевыми ошибками в исправленном виде.

6. Укажите предложение, в котором союз употреблён неверно.

√А Он человек хороший, но добрый.

Б Цветы пахли резко, но приятно.

В Учитель был строгий, но справедливый.

Составьте предложение с союзом.


Проведение контрольного аудирования.

I вариант

ЁЖ

Раз я шёл по берегу ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня и свернулся. Я прикоснулся к нему кончиком сапога. Он страшно фыркнул.

— Ах, ты так! — сказал я и спихнул его в ручей. Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине — иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно. Как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, попробовал идти туда, сюда. Выбрал себе место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу. Ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И он пустился бегать по комнате.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака. А ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику. Он так и шнырял между ними, нюхал и почёсывал иголками мои сапоги.

Я прочитал газету, уронил её на пол, лёг на кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест в комнате. Я зажёг свечу и заметил, как ёж юркнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Я оставил гореть свечу, а сам не сплю, раздумываю. «Зачем ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — прямо к газете. Вертелся возле неё, шумел, и наконец надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Тут я понял его. Он тащил её себе для гнезда. Скоро ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Когда он кончил это важное дело, он вышел из своего жилища, остановился против кровати и стал разглядывать свечу — луну.

Я спрашиваю:

— Что тебе ещё надо?

Ёжик не испугался.

— Пить хочешь?

Я встал. Ёжик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой. То налью воды в тарелку, то опять волью в ведро. И так шумлю, будто это ручеёк.

— Ну, иди, иди,— говорю.— Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и воду приготовил.

Смотрю: ёжик двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он движется — и я двигаю. Так мы и сошлись.

— Пей,— говорю. И он стал лакать.

А я легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и говорю:

— Хороший ты малый, хороший!

Напился ёж, я говорю:

— Давай спать.

Я лёг и задул свечу.

Не знаю, сколько я спал. Слышу: опять в комнате работа. Зажигаю свечу. Ёжик бежит по комнате, а на колючках у него — яблоко. Прибежал в гнездо, оставил его там и за другим бежит в угол. А в углу стоял мешок с яблоками. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок и опять бежит. На колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас, когда я пью чай, я непременно его на стол беру. То молока ему налью — он выпьет, то булочки ему дам — он съест.

(480 сл.)                          (М. Пришвин)

Вопросы к тексту «Ёж»

1. Автор нашёл ежа:

√А на берегу ручья;

Б на берегу речки;

В на берегу озера.

2. Ёж нашёл себе пристанище:

А под столом;

√Б под кроватью;

В под креслом.

3. Что заменяло ежу луну?

А свет телевизора;

Б свет фонаря;

√В свет свечи.

4. Ёж обнаружил мешок с яблоками:

А на стуле;

√Б в углу;

В на столе.

5. Автор подкармливал ёжика:

А яблоками и булочкой;

Б яблоками и молоком;

√В молоком и булочкой.

6. К какому стилю речи относится текст?

√А Художественный;

Б разговорный;

В научный.


II вариант

ЗАБОТЛИВЫЙ ЦВЕТОК

Есть такое растение — высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется он кипрей.

Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Прошлым летом я жил в маленьком городке, около которого сажали сосновые леса.

Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович любил немного посидеть на скамейке около воды.

В этот вечер я тоже застал лесничего на скамейке на берегу реки. В омуте у наших ног плавала необыкновенно зелёная ряска. На чистых местах цвёл водокрас — белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.

— Кипрей — это наш помощник,— заметил Михаил Михайлович.

— Не знаю, чем кипрей вам помогает. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.

— Потому его и прозвали в народе Иван-чаем,— объяснил Михаил Михайлович.— А помогает он нам вот в чём.

Михаил Михайлович стал рассказывать.

Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно ещё кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов погибают.

Оказалось, что кипрей — очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут все слабенькие побеги, пока зима не покроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их защитник, их нянька. Кипрей не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.

— Вы думаете, один кипрей такой замечательный? — спросил Михаил Михайлович.— Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят. Нет у нас лучших друзей, чем растения.

Перед отъездом я сорвал кисть кипрея и высушил в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.

Я заложил эту сухую кисть в толстую книгу. И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь этого простенького и скромного цветка интереснее самых волшебных сказок.

(405 сл.)                           (По К. Паустовскому)

Вопросы к тексту «Заботливый цветок»

1. Как ещё называют кипрей?

А Иван-да-Марья;

√Б Иван-чай;

В водокрас.

2. Где разрастается кипрей?

√А На лесных пожарищах и порубках;

Б на берегах рек;

В в оврагах.

3. Чем ценен кипрей?

А Его листья заваривают вместо чая.

Б Он украшает землю своими яркими пунцовыми цветами.

√В Он выделяет из себя теплоту.

4. Какое значение имеет слово «пунцовый»?

√А Ярко-красный;

Б темно-красный;

В ярко-розовый.

5. Определите основную мысль текста.

√А Нет у нас лучших друзей, чем растения.

Б Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами.

В Вокруг кипрея всегда стоит тёплый воздух.

6. Определите тип речи данного текста.

А Описание;

√Б повествование;

В рассуждение.


III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Записать пять названий животных и подобрать к каждому из них по два их признака.

Образец: жираф — высокий рост, добрый нрав.


IV. ИТОГ УРОКА

Ответы на вопросы учащихся.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити