РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 6

Тема. Звуки речи и буквы. Двойная роль ь. Разделительный ъ. Двойная роль букв е, ё, ю, я


Цель: развивать навыки учащихся различать звуки и буквы; дать понятие о двойной роли букв е, ё, ю, я; двойной роли ь; функции ъ; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы; различают разделительные ь и ъ; знают о двойной роли ь; о двойной роли букв е, ё, ю, я.

Оборудование: учебник, таблица «Гласные звуки и буквы».

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Прочитайте группы слов и ответьте на вопросы.

место

ель

боец

подъезд

полёт

ёжик

приём

съёмка

клюв

юг

каюта

вьюга

ряд

яма

заяц

обезьяна

— Назовите слова, в которых е, ё, ю, я стоят: 1) в начале слова; 2) после гласной; 3) после разделительного ъ или ь.

— Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях?


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Распределительный диктант.

Запишите в две колонки слова: 1) в которых количество букв и звуков совпадает; 2) в которых букв больше, чем звуков.

Капитан, корабль, дождь, ловить, лодка, музей, помощь, мальчик, мечтать, морской, камыш, пристань, плаваешь.

Вывод: мягкий знак не обозначает звука.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

Если к словам угол, вес, ел, удар, жар, пример присоединить ь, получатся совершенно новые слова: уголь, весь, ель, ударь, жарь, примерь. Новые слова возникли потому, что изменился согласный: вместо твёрдого стал мягким.

Обозначение мягкости — одна из функций ь в русском языке. Также ь указывает на то, что буквы е, ё, ю, я после ь обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] (платье, деревья). В таком случае ь называют разделительным. А вот буква ъ выполняет только одну функцию — разделительную (подъезд, съёмка). Ни ъ, ни ь звуков не обозначают.

Тренировочное упражнение.

Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните ъ и ь. Какую роль они играют в данных словах?

Пам’ять, з’їсти, сім’я, зв’язати, пір’я, кільце, матар’ю, об’ява, здоров’я, б’є, Дар’я, під’їзд.

Работа с таблицей.


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

 

Гласные звуки

[а]

[и]

[о]

[у]

[ы]

[э]

Гласные буквы

а

и

о

у

ы

э

е

ё

ю

я

Комментарий учителя.

Гласных звуков в русском языке 6, гласных букв — 10. Разница в количестве объясняется тем, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать и один звук, и два.

Работа с учебником.

Прочитайте теоретические сведения: [1] с. 24.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Объяснительный диктант с заданием.

Подчеркните одной чертой буквы е, ё, ю, я, если они обозначают один звук, и двумя — если два.

Образец: Хорошо в лесу осенью.

Хорошо в лесу осенью. Деревья пока сохраняют свои желтоватые листья. Зелёные ели радуют нас вечной зеленью. Но сухие листья уже засыпали всю землю. Ветер поёт песню прощания.

Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 39 (по данному образцу).

Образец: ме[э]ся[а]ц, я[йа]нварь.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 4, 5.

2. Выполнить упражнение: [1] 40; [2] 22 (выписать из стихотворения слова с буквами е, ё, ю, я и указать, сколько звуков они обозначают).


VI. ИТОГ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?

— Какова их роль?

— Сколько в русском языке гласных звуков? Букв? Почему звуков меньше?

— Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда — два?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити