РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 59

Тема. Словосочетания. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова. Смысловой вопрос к зависимому слову


Цель: научить школьников определять главное и зависимое слова в словосочетании; ставить смысловой вопрос к зависимому слову, составлять словосочетания по данной схеме и правильно использовать их в речи; воспитывать культуру речи учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют главное и зависимое слова в словосочетании; ставят смысловой вопрос к зависимому слову; составляют словосочетания по данной схеме.

Оборудование: учебник, таблица «Словосочетание», раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Творческая работа.

К каждому слову подберите зависимое с целью более точного, конкретного определения предмета, признака, действия.

Яблоко (спелое яблоко), стол (компьютерный стол), сладкий (слишком сладкий), вкусный (очень вкусный), учить (учить правило), улыбаться (улыбаться другу).


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 265.

-  Работа с таблицей.

См. с. 192.


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

 

Роль в языке

называет предмет, действие, признак (точно, конкретно)

Строение

главное слово ? зависимое слово

Как связывает слова

1) по смыслу (вопрос) и грамматически (окончание или окончание + предлог)

какой?

весенний день — именное

 

где?

гулять в парке — глагольное

 

2) только по смыслу (нет грамматической связи)

в какой мере?

 

-  Вопросы учащимся.

— Какую роль играют словосочетания в языке?

— Из каких слов состоит словосочетание?

— От какого слова к какому ставится вопрос?

— Как связываются слова в словосочетании?

-  Тренировочные упражнения.

1. Назовите пары слов, из которых можно составить словосочетания. Почему из остальных — нельзя? Составьте возможные словосочетания и запишите их. Обозначьте главное и зависимое слова и укажите, как они связаны.

Вкусный, запеканка; вкусный, сковородка; салат, огурец; салат, гвоздь; очень, смешной; очень, золотой.

2. Подберите к данным словам по образцу зависимые слова, чтобы получились более точные названия предметов (по разным признакам).

Образец: дом — кирпичный дом, высотный дом, жилой дом, дом с колоннами. Шкаф, платье, цветы, дерево.

3. Замените словосочетания «существительное + существительное» словосочетаниями «прилагательное + существительное». Запишите. С любыми двумя составьте предложения.

Образец: берег моря — морской берег.

Лучи солнца, опушка леса, жители села, собрание класса, библиотека школы.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Тренировочные упражнения.

1. Переведите с украинского языка на русский. В скобках запишите вид словосочетания: глагольное или именное.

Пташині гнізда, залетіли на подвір’я, плете спідницю, важка справа, вікна вагона, вогка від дощу, виконати прохання.

2. Из предложений, записанных на доске, выпишите сначала именные словосочетания, а потом глагольные. Определите главное и зависимое слова. Как они связаны?

Разыгрался ветер на лесной поляне. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. Пчёлка в соты спускает по капельке мёд.

(По Е. Трутневой)

— Почему «разыгрался ветер», «ветер пахнет», «пчёлка спускает» не являются словосочетаниями?

-  Творческая работа.

Составьте по 5 словосочетаний данного типа.

I вариант

Наречие + глагол.

II вариант

Прилагательное + существительное.

III вариант

Существительное + существительное.

-  Редактирование предложений.

Найдите в предложениях ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

Я пришёл со школы и принялся мастерить скворечник. Учитель говорил нам за эту книгу. Я радовался успехам своего друга. Пассажиры оплатили за проезд в троллейбусе.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать теоретический материал: [1] § 53; [2] § 26.

2. Выполнить упражнение: [1] 576; [2] 165.


IV. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Чем словосочетание отличается от слова?






Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити