РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 60

Тема. Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения


Цель: развивать умение учащихся вычленять предложения в тексте; учить находить грамматическую основу предложений; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся вычленяют предложения в тексте, отличают словосочетания от предложений; находят грамматическую основу предложений.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал, схема «Главные члены предложения».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Сравните левую и правую колонки и сделайте выводы.

Мудрое решение                      Бабушка подсказала мне мудрое решение проблемы.

Раннее утро                            Ранним утром легко дышится.

Прихожу из школы                   Когда я прихожу из школы, сначала отдыхаю, а потом делаю уроки.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Тренировочные упражнения.

1. Найдите в каждой группе слов третье лишнее, объясните свой выбор. Выпишите только словосочетания.

Интересная книга, читаю книгу, мама читает. Ветер стих, лёгкий ветер, обдувает ветром. Говорю по телефону, увлекательная беседа, звонит телефон.

2. Из предложений выпишите словосочетания и отметьте в них главное и зависимое слова, смысловую и грамматическую связь (если есть). Солнце светило ярко. Вдруг набежала туча. Из этой тучи посыпался частый дождь. Дождевые капли с силой падали на землю.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                 

Замените словосочетания «прилагательное + существительное» словосочетаниями «существительное + существительное». С любыми двумя полученными словосочетаниями составьте предложения.    

Лесные обитатели, городской житель, водяная струя, книжная обложка.

 

КАРТОЧКА № 2

Определите, как связаны слова в словосочетаниях. Укажите падеж имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.

Выйти из дому, ехать в автобус.., оплатить проезд, прийти в школу, вынуть из п..ртфеля, приг..товиться к уроку, задание по лит..ратур.., говорить об уроках.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

Предложение — наименьшая единица общения. С помощью предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, приказаниями, советами. Предложение характеризуется интонацией и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационно законченность выражается большой паузой в конце предложения. Предложение имеет грамматическую основу — подлежащее и сказуемое или одно из них.

Работа со схемой.

 

 

Тренировочное упражнение.

Спишите, подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

Утро. Рассвело незаметно. На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река. Прибрежные камыши изредка шуршат.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Из данных слов составьте и запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу.

На, улица, весна. Горячий, солнце, приятно, печь. Ласковый, ветерок, приносить, аромат, черёмуха. Пчёлы, спешить, к, душистая, красавица.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и определяя границы предложений. Подчеркните грамматическую основу.

Слоны идут купат..ся они долго плавают в р..ке ни один сухопутный зверь так (не)любит воду слонихи моют своих к..призных д..тей сл..нёнок кричит мамаша втаскивает его в воду она пол..вает ему спину хоботом потом сл..ниха посыпает сына сверху з..млёй и п..ском.

(По И. Акимушкину)

3. Выпишите грамматические основы. Определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

Светает. Я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

Я отплываю в тумане. Восток розовеет.

(К. Паустовский)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 54; [2] § 34.

2. Выполнить упражнение: [1] 587; [2] 219.

 

IV. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

—  Какова роль предложений в языке?

—  Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

—  Каковы отличия предложения от словосочетания?

—  На какие вопросы отвечает подлежащее? сказуемое?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити