РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 63

Тема. Типы предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения с частицей ли. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение

 

Цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; учить строить и правильно интонировать простые предложения с учётом цели высказывания и обстановки общения; воспитывать культуру речи у учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают предложения, разные по целям высказывания;

строят и правильно интонируют простые предложения с учётом цели высказывания и обстановки общения.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Работа с текстом.

Спишите текст. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку.

Как прекрасно нынче утро

Подожди одну минуту

Я хочу поймать листок

Его бросил тополёк

Видишь, вон над той тропинкой

Натянулась паутинка

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Тренировочное упражнение.

Запишите под диктовку предложения. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Составьте схему первого предложения.

Ночной туман лёг на траву. Холодная луна поднялась над чащами. Низко пролетела сова. Мы продвигались вперёд.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 278-279; [2] с. 10.

2. Рассмотрите таблицу: [2] с. 5.

-  Тренировочные упражнения.

1. Запишите предложения. Расставьте и объясните знаки препинания. Укажите виды предложений по цели высказывания. Перестройте вопросительные предложения так, чтобы появилась частица ли. Переведите вопросительные предложения с частицей ли на украинский язык и сделайте вывод о местоположении частиц ли и чи в обоих языках.

Ты решил эту задачу? Ты решил задачу. Реши эту задачу.

Ты читал этот рассказ? Ты читал этот рассказ. Прочти этот рассказ.

2. Перестройте предложения так, чтобы получились вопросительные, а потом побудительные предложения. Объясните знаки препинания при обращении.

Дети любят животных. Сестра сделала уроки. Ребята берегут природу.

3. Определите виды предложений по цели высказывания. Прочтите каждое предложение спокойно, а затем с выражением сильного чувства (как восклицательное). Запишите эти предложения как восклицательные. Как изменились знаки в конце предложения?

Это самая красивая улица в нашем городе. Ты взяла с собой книгу? Приезжайте к нам на праздник.

-  Слово учителя.

Выделение голосом отдельных слов может менять смысл предложений. Особенно важно это для вопросительных предложений, так как предполагает разные ответы:

Дома ты была? (Нет, в школе.) Дома ты была? (Да, я.) Дома ты была? (Да, была.)

Выделение интонацией отдельного слова называется логическим ударением.

-  Тренировочное упражнение.

Прочитайте оба вопроса по три раза, выделяя голосом разные слова, чтобы каждый раз чтение соответствовало новому ответу.

Ты записался в секцию баскетбола?

(Да, я. Да, я записался. Нет, футбола).

Витя прочитал эту книгу?

(Нет, Андрей. Да, прочитал. Нет, другую).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Объяснительный диктант.

После каждого предложения в скобках запишите, каким предложение является по цели высказывания и по интонации.

ВЕСНА

Наступила весна. Солнышко пригревает землю. Уже пробивается зелёная травка. Вот и наша роща. Были ли вы там? Слушали ли пение птиц? Приходите в рощу! Как там хорошо! Какой там чистый воздух! Как весна хороша!

-  Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте предложения как вопросительные, затем как повествовательные. Произнесите их как восклицательные.

К вам дядя приехал? Это подарки? Все были рады?

2. С данными словами составьте и запишите вопросительные предложения. Любые два из них прочитайте с восклицательной интонацией.

О чём...? С кем...? Как...? Сколько...?

3. Переведите с украинского языка на русский. Перевод запишите. Объясните употребление частицы ли.

Чи є в тебе тлумачний словник?

Чи вмієш ти ним користуватись?

Чи звертався ти за допомогою до вчителя?

-  Творческая работа.

Прочитайте побудительные предложения — правила культуры поведения — с правильной интонацией. Допишите три-четыре составленных вами побудительных предложения на тему культуры общения. Не перебивайте говорящего. Говорите с собеседником так, чтобы только он вас слышал. Не размахивайте руками во время разговора.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 56, 57; [2] § 2, 4.

2. Выполнить упражнения: [1] 603, 605; [2] 11, 30.


VI. ИТОГ УРОКА

-  Вопросы учащимся.

— Какие бывают предложения по цели высказывания?

— Какое по цели высказывания предложение помогает построить частица ли?

— Какие виды предложений по интонации вы знаете?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити