РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 64

Тема. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов. Интонация перечисления


Цель: дать учащимся понятие об однородных членах предложения; обучать умению правильно ставить знаки препинания при бессоюзном соединении однородных членов предложения, при одиночных союзах; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление об однородных членах предложения; различают осложнённые однородными членами предложения; правильно ставят знаки препинания при бессоюзном соединении однородных членов предложения и при одиночных союзах.

Оборудование: учебник, схема «Однородные члены предложения».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Спишите, подчеркните грамматическую основу. Найдите слова, отвечающие на один и тот же вопрос.

Синицы, сойки, снегири

среди осин нашли приют,

свои сонаты создают

весь день — с зари и до зари.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания.

Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер. Посыпались первые крупные капли дождя и рванул ветер. Блеснула молния грянул гром. Потёмки сгустились деревья потеряли очертания.

(Д. Мамин-Сибиряк)

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 284.

Работа со схемой.


image21

 

Вопросы учащимся.

—  Какие члены предложения могут быть однородными?

—  Как найти в предложении однородные члены? Приведите примеры.

—  Когда ставятся и когда не ставятся знаки препинания при однородных членах?

Тренировочные упражнения.

1. Выпишите однородные члены вместе со словами, к которым они относятся. Составьте схемы данных сочетаний.

ЧТО ДАЁТ НАМ ЛЕС

В лесу растут сосна, ель, берёза, осина, дуб. В лесу мы собираем землянику, ежевику, чернику. Под пнями и сухими листьями собираем грибы. Летом в лесу стучит дятел, трепещет сорока, поёт дрозд. Живут в лесу зайцы и белки. Лес даёт нам дерево для постройки домов и изготовления бумаги.

2. Дополните предложения однородными членами, поставьте знаки препинания, где необходимо.

В нашем саду растут яблони ... . На лугу пестрят ромашки ... . Сосна и ... остаются зелёными круглый год. В зоопарке мы видели ярких попугаев и ... .

3. Отгадайте загадки. Запишите предложения, подчеркните однородные члены.

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо.) Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес.) Без языка живёт, не ест, не пьёт, а говорит и поёт. (Радио.)


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Каждое из предложений продолжите дважды: 1) чтобы получилось сложное предложение с союзом и; 2) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединёнными союзом и.

Образец. Море глухо роптало.

Надвигались тяжёлые облака. Налетел порывистый ветер.

2. Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните однородные члены, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

Їжак засопів, ворухнувся і боляче вколов долоню. З моря здіймалася чорна, важка, грізна хмара. Тумани танули в заростях, у променях сонця. Луки і поле зазеленіли. Дощ поглядає на ліси і поля.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 58.

2. Выполнить упражнение: [1] 618; [2] 417 (выписать ряды однородных членов, составить схемы).


VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Как распознать в предложении однородные члены?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити