РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 65. I вариант

Тема. Запятая при однородных членах предложения, не соединённых союзами, с одиночными союзами и (за) и повторяющимися союзами и (да). Запятая перед союзами а, но


Цель: закрепить навыки учащихся правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных повторяющимися сочинительными союзами и противительными союзами; развивать умение обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки; воспитывать культуру речи учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают осложнённые однородными членами предложения; правильно ставят знаки препинания при бессоюзном соединении однородных членов предложения, при одиночных и повторяющихся союзах, а также перед противительными союзами; обнаруживают и исправляют пунктуационные ошибки.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, схема «Запятая при однородных членах предложения», раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Допишите предложения, введя в них однородные члены. Расставьте знаки препинания. В каком предложении знак препинания отсутствует? Почему?

В саду цветут ромашки ... . С приходом весны лес ожил ... . Стрекозы летают над цветами и... .


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены, объясните орфограммы.

Проснулись полились первые звуки лесной симфонии. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Костёр горел жарко с треском. Ветерок поиграл листьями клёна и дуба. Море шумело пенилось.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Дополните предложения однородными членами, поставьте знаки препинания.                                                            

НАША ШКОЛА

Наша школа большая ... . На первом этаже находятся столовая ... . Поднимаемся на второй и ... этажи. Здесь кабинеты    физики ... . В школе у нас чисто ... .                                             


КАРТОЧКА № 2

Разберите предложения по членам. Определите распространённые и нераспространённые предложения.     

Утро. Солнце ещё не взошло. Мы собрались в поход. Далеко       грянул первый гром. Тучи прошли стороной.    


КАРТОЧКА № 3

Докажите, что предложения сложные. Расставьте знаки препинания.

Волны звучали солнце сияло море смеялось. Облака над морем потемнели море повеяло прохладой. Ревел гром блистали молнии шуршала трава. (М. Горький) Небо расчищалось синело капли срывались и сверкали в воздухе. (В. Короленко)


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа со схемой.



Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 284-285.

Тренировочные упражнения.

1. Спишите, расставляя знаки препинания, где необходимо.

Мои сыновья увлекаются не охотой а рыбной ловлей. А мои парни любят охоту и рыбную ловлю. Солнце показалось из-за туч но скоро скрылось. День был пасмурный но тёплый. Небо и светлело и холодело и синело. Сад наполнился шумом да смехом.

2. Запишите предложения (по вариантам). Расставьте знаки препинания.

Рыба видит приманку а не крючок. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает. Лето собирает а зима поедает. Счастье в воздухе не вьётся а руками достаётся.

I вариант

Сложные с союзом а.

II вариант

Простые с однородными членами, соединёнными союзом а.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Найдите и исправьте ошибки в расстановке знаков препинания.

День придёт, и заботу принесёт. Лёгкий туман окутал, и берёзы, и сосны, и ели. Засвистал, да защёлкал в кустах соловей. Солнце осветило деревья, кусты, и поляны.

2. Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните однородные члены предложения. Выпишите из текста три любые словосочетания, выделите в них главное и зависимое слова, укажите смысловую и грамматическую связь.

Білка сторожко озирає галявину, а потім збігає на землю, біжить по траві й зупиняється біля гриба. Схопила його, понесла на ялину, настромила на сучок і знову озирає галявину. Біля галявини ростуть і дуби, і сосни, і ліщина, і берези.

3. Дайте полные ответы на вопросы, используя предложения с однородными членами.

Какие уроки у вас будут завтра? Что ты делаешь, готовясь к завтрашним урокам? Чем занимаешься вечером?


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подготовиться к контрольной работе.

2. Выполнить упражнение: [1] текст Д, с. 298 (подчеркнуть грамматические основы); [2] 421 (подчеркнуть грамматические основы и однородные члены предложения).


VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Что сегодня на уроке для вас было самым сложным?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити