РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 65. II вариант

Тема. Повторение изученного по теме «Синтаксис»


Цель: повторить и закрепить материал по изученной теме; проверить умение учащихся применять полученные знания; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют главное слово в словосочетании, отличают словосочетания от других сочетаний слов; различают предложения по цели высказывания и по интонации, выделяют грамматическую основу предложения и второстепенные члены, ставят знаки препинания в предложениях с однородными членами; различают простые и сложные предложения, ставят знаки препинания в сложном предложении; работают с текстом.

Оборудование: раздаточный материал (зелёные кружки-светофоры), карточки с заданиями.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний (урок-путешествие).

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Интерактивное упражнение «Микрофон».

— От сегодняшнего путешествия я жду.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

(На доске изображена карта страны Синтаксис-Пунктуация.)


image23

 

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по необычной стране с двойным названием. Нам предстоит отправиться по маршруту, представленному на карте. В каждом городе вас ожидают задания, только справившись с ними, вы сможете отправиться дальше. Занимайте места в наших небольших вагонах (работа 3-4 группами). Перед вами лежат зелёные кружки-светофоры. Ими вы будете сигнализировать, что готовы к ответу. Однако прежде чем наш поезд сможет отправиться, дайте ответ на вопрос: «Почему эта страна имеет двойное название и не хочет распадаться на две отдельных страны?»

Город Словосочетание.

1. Определите, где жители города (словосочетания), а где туристы (другие сочетания слов).

Мрачные тучи, нахмурилось небо, старый лес, приготовились к работе, закружил и умчался, капли дождя, гремит гром, летняя гроза, сверкает молния, яркое солнце, водная гладь, вершины деревьев.

2. Заспорили жители города, кто в их семьях главный. Помогите им решить спор. Определите главное и зависимое слова в словосочетаниях.

Раннее утро, лёгкий туман, поднимается высоко, стоит в лесу, вершины берёз, весело журчит, нити паутины, протянулись от дерева, шляпка гриба, шуршит под ногами, на фоне листвы.

3. В данном предложении потерялись словосочетания. Помогите найти пропажу! Вычлените словосочетания из предложения.

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки.

4. Жители города забыли, кто из них где живёт. Помогите им найти свой дом. Обратите внимание на вывески домов.

 

сущ. + сущ.

глагол + сущ.

прилаг. + сущ.

 

 

 


Украшать комнату, сушка грибов, журчание ручейка, пение птиц, слушаем рассказ, беречь природу, просторные поля, высокие деревья, тёплый дом, пушистое одеяло, готовит еду.

Город Простое предложение.

1. Жители этого города носят фамилии Повествовательный, Вопросительный, Побудительный. А некоторые носят двойную фамилию: Повествовательный-Восклицательный, Побудительный-Восклицательный, Вопросительно-Восклицательный. Найдите и определите фамилии жителей.

ВОЗЬМИ МЕНЯ, КОСМОНАВТ!

Далеко-далеко загадочно щурится одинокая звезда. Как называется эта таинственная звёздочка? Такая ли она большая и горячая, как солнце? Далеко ли она, можно ли до неё долететь? Как я вам завидую, космонавты! О, если бы и мне побывать в космосе! Возьми меня с собой, космонавт! А звезда горит. Она манит к себе маленького мечтателя.

2. Жители района Нераспространённый хотят переехать в Распространённый. Помогите им и укажите их роли (подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

Весна наступила. Солнышко глядит. Оно пригревает. Травка пробивается. Ландыш расцветает.

3. Жители проспекта Однородные члены предложения мечтают о больших семьях. Помогите им подобрать родственников.

Дети на концерте декламировали, ... . В лесу растут берёза, ... . Солнце осветило дом, ..., ... . Дождь пробежал по крышам, ... . Над морем поднималась чёрная, ... туча.

4. Данные гости приехали из соседней страны Мовознавство. Помогите им почувствовать себя как дома. (Переведите, расставьте границы предложений.)

Гусенята росли швидко незабаром пух змінився на пір’я вони стали їсти овес і бігали за мною всюди я ходив з ними до їдальні кухар завжди давав їм рисової каші з компотом гусенята стали вже потроху літати.

Город Сложное предложение.

1. Некоторые жители города Простое предложение поженились и переехали в город сложное предложение. как они теперь выглядят? (Превратите простые предложения в сложные.)

Тишина в предрассветном бору. Слегка ветер колышет сосны.

Подул ветер. По тропинкам понеслись листья.

Вечером солнце уходит за горизонт. В окнах домов отражается ещё светлое небо.

2. В город также приезжают туристы, особенно часто из соседнего города Простое предложение, наиболее часто — с проспекта однородные члены. найдите среди коренных жителей простые предложения. расставьте знаки препинания во всех предложениях.

Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи. Зелёный огонь погас и тени исчезли. Ручей журчал лошади жевали время тянулось бесконечно. Пришла весна и разукрасила всё вокруг яркими красками. Грянул гром и первые крупные капли упали на подоконник открытого окна.

3. Эти жители только переехали из города Простое предложение и чувствуют себя здесь пока неуютно. Помогите им обустроиться. Над широкой рекой опустился вечер, и... . В воздухе стоял аромат душистых трав, а... . Ночи были ещё прохладные, но... .

4. Данные жители постоянно ссорятся. давайте поможем им правильно соединиться. Замените союзы, расставьте знаки препинания.

День был солнечный а вдруг набежала тучка. Скоро солнечный дождь кончился но появилась радуга. Один конец её упирался в деревню и другой уходил далеко в луга.

Город Текст.

1. В этом городе нас встречает таможня. она проверит, умеем ли мы отличать текст от набора предложений. определите, где дан текст, а где — предложения.


Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место, закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!

Самая трогательная птица — жаворонок. Над соседним лесом показался краешек солнца. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна. Солнце чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом и огненными спицами. Жаворонок и пьёт, и радуется, как ребёнок. Несколько минут я стоял как заворожённый.

 

 

2. Познакомимся поближе с жителями этого города. Прочитайте текст.

Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после него.

КОНИ

Редко в наших местах встретишь теперь коней. А встретив — всегда обрадуешься. Один раз вышел на поляну, и вдруг — кони. Остановился, смотрю.

Кони тоже почувствовали близкого человека, подняли головы, смотрят на меня. А когда я пошёл дальше — кони двинулись неторопливо за мной. Я заволновался. Не знаю, чьи кони и куда им надо идти. Может, им в другую страну, а они — за мной.

Так они и шли за мной, а я гордился. Я был теперь не простой человек, а с конями.

Потом-то они отстали.

(Ю. Коваль)

— Назовите признаки текста (докажите, что это текст).

— Определите тип и стиль речи данного текста.

— Что выражает заголовок: тему или основную мысль?

— Какова основная мысль данного текста?

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому тексту?

— Почему в тексте почти нет прилагательных?

— Перескажите текст.


IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал по изученной теме.


V. ИТОГ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Определите, какой вагончик быстрее всех справился с заданием, выделите лучших путешественников.

— Какой этап путешествия был самым интересным?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити