РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 66

Тема. Контрольная работа. «Синтаксис»


Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно ставят знаки препинания в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях; различают простые и сложные предложения; выделяют грамматическую основу предложения; определяют главное и зависимое слова в словосочетании; составляют словосочетания по данной схеме; проявляют орфографическую зоркость.

Оборудование: текст диктанта, тестовые задания.

Тип урока: контроль и коррекция знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Ознакомление с критериями оценивания диктанта или тестовых заданий. Проведение инструктажа по написанию диктантов или выполнения заданий тестового характера.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Учитель на своё усмотрение проводит диктант или тестирование.

Диктант.

I вариант

ЭТАЖИ ЛЕСА

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки живут в корнях, соловьи вьют гнёздышки на земле. Дрозды устраиваются на кустарниках, а дятлы, синички, совы селятся ещё выше. На самом верху селятся хищники. Это ястребы и орлы.

Однажды лесорубы спилили прогнившее дерево, и птенчики синицы вместе с гнёздышком вывалились из дупла. Прилетела мать, у неё в клюве был червяк. Она порхала, трепетала крылышками, но не могла догадаться спуститься на землю.

Тогда люди положили гнёздышко на соседнюю берёзку. Счастливая мать радостно встретила птенчиков.

(85 сл.)                                  (По М. Пришвину)


II вариант

ВЕНЦЕНОСНЫЙ ЖУРАВЛЬ

Венценосные журавли живут и выводят птенцов только в Африке. Они очень яркие и красивые. У них пышный хохолок из ярких перьев на голове и яркий подбородок.

Около рек и озёр охотятся журавли на саранчу. Они сильно шлёпают по земле ногами, поднимают из травы насекомых и ловко хватают их.

Журавли никогда не садятся на деревья и гнёзд на них не вьют. А вот венценосные журавли любят гнездиться на деревьях, посидеть на них, посмотреть с высоты, что делается кругом.

(79 сл.)                              (По И. Акимушкину)

Выполнение учащимися тестовых заданий.

(Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)

1. Укажите строку, в которой все группы слов являются словосочетаниями:

√А весенний ветер, капельки росы, идти по дороге;

Б мой друг, брат и сестра, интересный рассказ;

В пчелиный мёд, ветер стихает, читать журнал.

Запишите три примера словосочетаний, обозначьте главное слово.

2. Укажите побудительное предложение.

А Произошло маленькое недоразумение.

Б Музыка звучала всё громче.

√В Мойте руки перед едой.

Составьте и запишите вопросительное предложение.

3. Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.

Составьте и запишите предложение. Определите, какими частями речи выражена грамматическая основа. Выделите грамматическую основу.

4. Укажите нераспространённое предложение.

А К утру посвежело.

√Б Звезда упала и растаяла.

В Любите книгу!

Составьте и запишите распространённое предложение. Подчеркните члены предложения.

5. Укажите предложение с однородными сказуемыми.

√А Помигал красный фонарь на площадке вагона и исчез.

Б Всю ночь шёл дождь, капли барабанили по крыше.

В Мы любим читать приключенческие книги.

Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз а.

6. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

А Дружба крепка не лестью а правдой и честью.

Б Солнце показалось из-за туч но скоро скрылось.

√В Иногда дул ветер но он не проникал даже в открытые окна.

Составьте сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.


ІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выполнить упражнение: [1] 599.

2. Описать, что рисует ваше воображение, когда вы слышите слово «подснежник».


IV. ИТОГ УРОКА

Ответы на вопросы учащихся.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити