РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 67

Тема. Речевая деятельность. Изложение текста художественного стиля, содержащего описание


Цель: развивать умение учащихся воспроизводить по памяти прослушанный текст; грамотно писать; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся коллективно составляют простой план изложения; воспроизводят по памяти прослушанный текст; грамотно пишут.

Оборудование: текст для изложения.

Тип урока: применение знаний и умений.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Ознакомление с критериями оценивания изложения. Инструктаж по проведению изложения.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Вопросы учащимся.

— Какие стили речи вы знаете?

— Какие типы речи вам известны?

— Что называется описанием?

— Какова роль описания в художественном стиле?


III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

-  Чтение текста учителем.

I вариант

ЧЕРЁМУХА

На берегу ручья распустилась и цветёт черёмуха.

Это очень приятное, зелёное и весёлое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь его покрывают, даже смеётся. Любуясь на цветущую черёмуху, сам невольно начинаешь улыбаться. Весною мы всегда приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, значит окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

Когда на черёмухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов, жук и комар в лесу появились.

Даже в самых глухих северных местах можно увидеть черёмуху. Там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.

(107 сл.)                          (И. Соколов-Микитов)


II вариант

БОБРЁНОК

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я замелил его и вытащил из воды.

Дома он долго чистился и сушился. Потом нашёл веник за печкой и стал грызть.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой. По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая. Бобрёнок её со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.

(107 сл.)                                (По Г. Снегирёву)

-  Беседа по тексту.

I   вариант

— Какого типа и стиля текст?

— Когда черёмуха особенно красива?

— Какие приметы люди связывают с черёмухой?

— Кто любит ягоды лесной черёмухи?

— Как это дерево называют в Украине? (Черемшина, черемха, черемуха.)

— Какова основная мысль текста? Что отражает его заголовок: тему или основную мысль?

— Как ещё можно озаглавить текст?


II вариант

— Какие бедствия терпят животные во время разлива рек?

— Где живут бобры?

— Какую картину увидел охотник по возвращении домой?

— Тема или основная мысль отражена в заголовке?

— Какова основная мысль текста?

— Определите стиль и тип речи данного текста.

-  Словарная работа.

I вариант

1. Запишите выражения, использованные автором для описания черёмухи.

(Раскрылись почки — потеплела земля, весна вошла в полную силу; зацвела черёмуха — жук и комар появились в лесу.)

2. Подберите синонимы к прилагательным: приятное, весёлое (деревцо). В каком значении (прямом или переносном) употреблены слова?

3. Какие прилагательные-эпитеты использует автор для описания черёмухи?

(Душистые (цветы), пышные (кисти).)


II вариант

1. Перечислите глаголы, характеризующие действия бобрёнка дома у охотника.

(Чистился, сушился, стал грызть, подгрыз, спрятался.)

2. Найдите в тексте наречия и подберите к ним антонимы.

-  Орфографическая работа.

I вариант

Объясните орфограммы в словах: ручья, цветёт, черёмуха, улыбается, душистое, начинаешь, улыбаться, почки, забелеют, комар, сладкие, хороших, лакомятся.


II вариант

1. Объясните правописание слов грызть, стружки, ружьё.

2. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Какое оно по цели высказывания?

-  Коллективное составление плана текста.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕКСТУ «ЧЕРЁМУХА»

1. Весёлое деревце.

2. Черёмуха и народные приметы.

3. Любимое лакомство ребят.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕКСТУ «БОБРЁНОК»

1. Половодье.

2. Потерпевший.

3. В избе у охотника.

4. Ночная работа гостя.

5. Скорей к реке.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение: [1] текст Г, с. 297; [2] 455.


VІ. ИТОГ УРОКА

-  Вопрос учащимся.

— Понравился ли вам текст для изложения? Почему?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити