РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 67

Тема. Речевая деятельность. Изложение текста художественного стиля, содержащего описание


Цель: развивать умение учащихся воспроизводить по памяти прослушанный текст; грамотно писать; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся коллективно составляют простой план изложения; воспроизводят по памяти прослушанный текст; грамотно пишут.

Оборудование: текст для изложения.

Тип урока: применение знаний и умений.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Ознакомление с критериями оценивания изложения. Инструктаж по проведению изложения.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Вопросы учащимся.

Какие стили речи вы знаете?

Какие типы речи вам известны?

Что называется описанием?

Какова роль описания в художественном стиле?


III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Чтение текста учителем.

I вариант

ЧЕРЁМУХА

На берегу ручья распустилась и цветёт черёмуха.

Это очень приятное, зелёное и весёлое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь его покрывают, даже смеётся. Любуясь на цветущую черёмуху, сам невольно начинаешь улыбаться. Весною мы всегда приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, значит окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

Когда на черёмухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов, жук и комар в лесу появились.

Даже в самых глухих северных местах можно увидеть черёмуху. Там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.

(107 сл.)                          (И. Соколов-Микитов)


II вариант

БОБРЁНОК

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я замелил его и вытащил из воды.

Дома он долго чистился и сушился. Потом нашёл веник за печкой и стал грызть.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой. По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая. Бобрёнок её со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.

(107 сл.)                                (По Г. Снегирёву)

Беседа по тексту.

I   вариант

— Какого типа и стиля текст?

— Когда черёмуха особенно красива?

— Какие приметы люди связывают с черёмухой?

— Кто любит ягоды лесной черёмухи?

— Как это дерево называют в Украине? (Черемшина, черемха, черемуха.)

— Какова основная мысль текста? Что отражает его заголовок: тему или основную мысль?

— Как ещё можно озаглавить текст?


II вариант

— Какие бедствия терпят животные во время разлива рек?

— Где живут бобры?

— Какую картину увидел охотник по возвращении домой?

— Тема или основная мысль отражена в заголовке?

— Какова основная мысль текста?

— Определите стиль и тип речи данного текста.

Словарная работа.

I вариант

1. Запишите выражения, использованные автором для описания черёмухи.

(Раскрылись почки — потеплела земля, весна вошла в полную силу; зацвела черёмуха — жук и комар появились в лесу.)

2. Подберите синонимы к прилагательным: приятное, весёлое (деревцо). В каком значении (прямом или переносном) употреблены слова?

3. Какие прилагательные-эпитеты использует автор для описания черёмухи?

(Душистые (цветы), пышные (кисти).)


II вариант

1. Перечислите глаголы, характеризующие действия бобрёнка дома у охотника.

(Чистился, сушился, стал грызть, подгрыз, спрятался.)

2. Найдите в тексте наречия и подберите к ним антонимы.

Орфографическая работа.

I вариант

Объясните орфограммы в словах: ручья, цветёт, черёмуха, улыбается, душистое, начинаешь, улыбаться, почки, забелеют, комар, сладкие, хороших, лакомятся.


II вариант

1. Объясните правописание слов грызть, стружки, ружьё.

2. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Какое оно по цели высказывания?

Коллективное составление плана текста.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕКСТУ «ЧЕРЁМУХА»

1. Весёлое деревце.

2. Черёмуха и народные приметы.

3. Любимое лакомство ребят.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕКСТУ «БОБРЁНОК»

1. Половодье.

2. Потерпевший.

3. В избе у охотника.

4. Ночная работа гостя.

5. Скорей к реке.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение: [1] текст Г, с. 297; [2] 455.


VІ. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Понравился ли вам текст для изложения? Почему?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити