РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 7

Тема. Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов


Цель: дать понятие графики; закрепить знание алфавита; объяснить различие и сходство русского и украинского алфавитов; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что изучает графика; знают алфавит, объясняют в чём его отличие от украинского.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Прочитайте отрывок из стихотворения и выполните задания.

ЛОСЁНОК

Глаза не разодрав спросонок,

Из чащи по тропе сырой

Лобастый маленький лосёнок

Пришёл к ручью на водопой.

(С. Бугорков)

1. Выпишите слова с буквами, которых нет в украинском алфавите, и подчеркните эти буквы.

2. Запишите перевод этих слов на украинский язык.

3. Сделайте вывод о буквах русского и украинского алфавита.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Запишите количество букв и звуков в словах. 

Образец: моль — 4 б., 3 зв.

Уголь, яблоко, тень, ёлка, еда, я, бьёт, подъём.

 

КАРТОЧКА № 2

Запишите слова в три колонки: 1) в слове букв меньше, чем звуков; 2) звуков меньше, чем букв; 3) количество букв и звуков одинаково.                                                          

Мир, апельсин, платье, рябина, яр, колесо, ягода, озеро, вьюга, моя, ходить, школьный.

Выборочный диктант.

Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Укажите звуковое значение этих букв.

Образец: ателье[йэ].

Ателье, баян, вещь, съёмка, семья, мёд, костёр, победа, ранец, яхта, яркий, модные, шьют, поют.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 31-32; [2] с. 13.

Беседа с учащимися.

— Что такое алфавит? Какое у него ещё есть название?

— Сколько букв в русском алфавите?

— Какие буквы никогда не произносятся?

— Какими буквами различаются русский и украинский алфавит? (В русском есть буквы ё, ы, э, ъ и нет букв ї, ґ, і как в украинском.)

— В каждом алфавите есть большие и маленькие (строчные и прописные) буквы. С какой целью их употребляют?

— Что изучает графика?

— Как мы применяем знание алфавита в жизни?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочное упражнение.

Запишите названия месяцев в алфавитном порядке.

Выборочный диктант по вариантам.

Вестибюль, абрикос, дисциплина, портфель, яблоня, капуста, сирень, урожай, коридор, кабинет, грядка, морковь, фасоль, расписание, линейка, картофель, черёмуха, директор, учительская.

I вариант

Из слов, записанных на доске, выпишите слова на тему «Школа» в алфавитном порядке.

II вариант

Из слов, записанных на доске, выпишите слова на тему «Сад и огород» в алфавитном порядке.

Лингвистическая минутка.

Отгадайте загадки.

1) Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое. В лисе не встретится оно, а в огороде втрое?

Ответ: буква о.

2) Назовите слова, в которых есть сто букв г, сто букв л, сто букв н, сто букв й.

Ответ: стог, стол, стон, стой.

Задание учащимся.

Запишите к данным существительным по два-три примера, которые пишутся с большой буквы и обозначают названия.

Образец: город — город Харьков, Донецк, Одесса.

Море, река, планета, озеро, писатель, страна, улица.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить алфавит.

2. Выполнить упражнение: [1] 59; [2] 35.


VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Какие вы знаете знаки письма?

— Как обозначаются звуки речи на письме?

— Сколько букв в русском алфавите?

— Что такое алфавит?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити