РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 68

Тема. Речевая деятельность. Диалог и монолог


Цель: углубить представление учащихся о диалоге и монологе; об оформлении диалога; совершенствовать навыки работы с текстом; воспитывать культуру речи учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о диалоге и монологе; демонстрируют навыки работы с текстом: озаглавливают текст, определяют тему и основную мысль, отвечают на вопросы по тексту; составляют небольшие по объёму тесты монологического характера; оформляют диалог.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: применение знаний и умений.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Прослушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся». Выскажите своё отношение к герою. Что он не учитывает в ситуации общения?

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

Скажет папа: — Дверь открыта!

Притвори её, герой! —

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: — Сам закрой!

За обедом скажет мама:

Хлеб, лапуся, передай! —

Я в ответ шепчу упрямо:

Не могу. Сама подай!


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Вопросы учащимся.

— Для чего нужна людям речь?

— Какой формой речи мы чаще пользуемся — устной или письменной?

— Что такое текст?

— Что такое тема и главная мысль высказывания?

— В чём разница между диалогом и монологом?

— В каких ситуациях вы чаще используете диалог, а в каких — монолог?


III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Слово учителя.

Монолог (от греч. monologos из monos — один + logos — речь) — форма речи, обращённой говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания.

Работа с текстом.

1. Внимательно прочитайте текст из упражнения: [1] 453; [2] 129 и дайте ответы на вопросы.

— Какова тема и главная мысль текста?

— Докажите, что это монолог.

— Озаглавьте текст.

— Из скольких частей состоит этот текст?

— Важная ли тема поднята в тексте? Согласны ли вы с автором высказывания? Как сам автор доказывает свою мысль?

2. Составьте 3-4 предложения по данной теме, в которых вы поддержите мысль автора или опровергнете её.

Слово учителя.

Диалог (от греч. dialogos — беседа) — форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Для диалога характерна краткость высказывания, использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации и т. д.

Работа с учебником.

1. Прочитайте текст: [1] текст Г, с. 218-219; [2] упражнение 368.

2. Прочитайте только диалог из данного текста по ролям.

Беседа по тексту.

— Докажите, что прочитанный вами отрывок является диалогом.

— Из чего состоит диалог? Как он оформлен?

— Значение каких слов вам непонятно?

— Найдите в диалоге неполные предложения. Понятно ли вам их содержание?

— Какова главная мысль диалога?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа с текстом.

1. Прочтите стихотворение «Дождь» С. Маршака.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам,скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Пролётный дождь стучит.

2. Ответьте одним предложением на вопрос: «О чём этот текст?»

Творческая работа.

Составьте самостоятельное высказывание на тему, заданную в стихотворении.

Примеры работ учащихся

ДОЖДЬ

Он начинается с того, что небо закрывают густые серые тучи. Ласточки летают низко над землёй, закрывают свои бутончики цветы, петухи громко кукарекают. Подул холодный ветер. Уже начинает греметь гром. Издалека видно, как над лесом сверкает молния, и вот потихоньку начинается дождь. Немного подмокла земля, тучи стали темнее, а на речке от капель дождя на воде появляются «чашечки». И вот дождь усиливается: громче гремит гром, ярче сверкает молния. Прошло немного времени, и буря утихла. Появились просветы в небе, и перестали греметь гром и сверкать молния. Ещё немного капает дождь. А над речкой появилась радуга. Вот что такое дождь.

(Кристина С.)

 

ДОЖДЬ

Дождь прекрасен, он соединяет небо и землю. Есть несколько видов дождей, самый хороший — это летний грибной дождь. Есть длинный осенний дождь, а также летний дождь с грозой. Я люблю наблюдать за летним грозовым дождём с крыльца на даче. А ещё я люблю гулять под грибным дождём.

(Дима Л.)

Работа в парах.

На основе составленных высказываний подготовьте и прочитайте диалог на тему «Дождь».

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить диалог из любимой сказки и разыграть его по ролям.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Что сегодня на уроке было самым интересным?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити