РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 70. II вариант

Тема. 24 мая — День славянской письменности

 

Цель: познакомить учащихся со славянским праздником — Днём письменности; повторить и закрепить изученный материал; проверить умение использовать приобретённые знания; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся применяют полученные знания, различают звуки и буквы; знают звуковое значение букв русского алфавита; проявляют внимательность, наблюдательность.

Оборудование: русский алфавит, карточки с заданиями, буквы греческого алфавита; изображения братьев Кирилла и Мефодия.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний (урок-праздник)

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Слово учителя.

Долгими, извилистыми путями шло развитие письма: от рисунков предметов к буквам, уже ничего не имеющим общего с предметами и обозначающим лишь звуки речи.

Много интересного могла бы нам рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобретали привычный нам сегодня вид.

Сегодня мы заглянем на несколько веков назад и узнаем, как всё начиналось.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

 

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

-  Слово учителя.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке отражён весь мир, вся наша жизнь. Но искусством письма люди владели не всегда.

-  Сообщения учащихся.

1  ученик. Вначале появилось картинное письмо (изображение рисунками) — пиктография. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображён хлеб, овощного магазина — овощи и фрукты, часовой мастерской — часы, оптики — очки. До IX века у славян не было собственных букв. И потому не было письменности. Славяне не могли написать ни книг, ни даже писем друг другу.

Кому же принадлежит заслуга создания славянского книжного языка?

2  ученик. В IX веке в Византии в г. Солунь (ныне г. Салоники в Греции) жили братья Константин (при крещении получил имя Кирилл) и Мефодий. Это были мудрые, образованные люди, хорошо знавшие славянский язык. Они откликнулись на просьбу князя Ростислава прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах.

3  ученик. И вот братья, приехав к славянам, создали славянскую азбуку, которую впоследствии назвали кириллицей. Братья приспособили греческий алфавит для звуков славянского языка. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие буквы были взяты из греческого алфавита, поэтому и с виду похожи.

Сравните (таблица изображена на доске):

 

 

Греческие буквы

 

Славянские буквы

А

 

Аа

 

Вβ

 

Вв

 

Гγ

 

Гг

 

Кк

 

Кк

 

 

4  ученик. Всего в славянском алфавите было 38 букв: 24 буквы подобны греческим, а 14 букв созданы по славянской речи. Славянский книжный язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (русские, украинцы, белорусы).

5  ученик. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно он отмечается в Болгарии. В этот день все жители выходят на улицы. Люди несут в руках огромные буквы. Несут портреты Кирилла и Мефодия, лозунги: «Наука — это солнце».

С 1994 г. в Украине 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. А 9 ноября отмечается День украинской письменности и языка.

-  Вопросы учащимся.

— Чем отличается азбука от алфавита?

— Кто создал славянскую книжную речь?

— Что старше: азбука или алфавит?

— Какая русская пословица близка по смыслу болгарской «Наука — это солнце»? («Ученье — свет, неученье — тьма».)

-  Слово учителя.

А готовы ли вы, ребята, отправиться на праздник Дня славянской письменности? Знаете ли вы буквы и звуки? Знаете ли в чём их отличие?

Праздник — это всегда подарки. Подарки к сегодняшнему празднику — это ваши правильные ответы. Готовы? Тогда начинаем!

-  Лингвистическая разминка.

1. Отгадайте загадки.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё...

Ответ: алфавит.

Из названий каких двух букв можно приготовить еду?

Ответ: ка-ша, у-ха.

Названия каких двух букв составляют эпоху?

Ответ: эр-а.

В состав каких слов входят названия нот?

Ответ: фа-соль, ми-ля, до-ля, соль.

2. Прочитайте ребусы.

(Ребусы записаны на доске.)

7я, 40а, 100л, 100н, 100г.

Ответ: семья, сорока, стол, стон, стог.

-  Игра «Одна буква, марш!»

(Можно объединить учащихся в команды с условием, кто быстрее выполнит задание.)

1. Из каждого слова выньте по одной букве, чтобы получилось новое слово.

Образец: горсть — гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

2. Добавьте к каждому слову по букве, чтобы получилось новое слово.

Образец: роза — гроза.

Рубка (трубка), дар (удар), стол (ствол), клад (склад), лапа (лампа), шар (шарф), усы (бусы), укус (уксус).

3. Замените одну согласную букву другой, чтобы получилось новое слово.

Образец: ногти — когти.

Булка (белка), лапка (шапка), зубы (губы), киска (миска), галка (палка), орёл (брёл), норка (корка), клин (блин), тоска (доска).

-  Игра «Перевёртыши».

1. Прочитайте предложения. как вы думаете, что это за предложения? Прочтите их справа налево.

(У учащихся на партах карточки с предложениями.)

 

А роза упала на лапу Азора.

 

Около Миши молоко.

 

Аргентина манит негра.

 

Рвал дед лавр.

 

2. Придумайте несколько предложений со словами-«перевёртышами».

3. Прочтите слово в обратном порядке, произнося звуки так, чтобы получилось новое слово.

Из слова лён — цифра (ноль); из слова лай — дерево (ель); из слова люк — большой кулёк (куль); из слова ток — домашнее животное (кот); из слова шёл — неправда (ложь).

-  Вопросы учащимся.

— Посмотрите ещё раз на наш алфавит: какие буквы в нём выполняют двойную роль? (Буквы е, ё, ю, я, ь.)

— Укажите двойную роль букв е,   ё, ю, я.

— Какие две роли играет ь?

-  Игра «Кто больше?»

1. За заданное количество времени запишите как можно больше слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают: I вариант — два звука; II вариант — один звук и мягкость предыдущего согласного.

2. Придумайте пары слов, различающиеся только наличием ь, но обозначающие совершенно разные предметы или действия.

Образец: ель — ел, конь — кон, быль — был, кровь — кров, мель — мел.

-  Задания учащимся.

1. В предложении двумя чертами подчеркните буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука, одной чертой — один звук.

Юра принёс друзьям рулет с яблоками и мёдом.

2. Перепишите с карточки в тетрадь слова, вставив, где нужно, ь и ъ разделительные знаки.

В..езд, сем..я, объявление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, сер..ёзный, бар..ер, руж..ё, журчан..е.

-  Слово учителя с элементами беседы.

Вспомните выражение «Стоять фертом». Что это значит? Какая буква так называлась в славянской азбуке? Обратили ли вы внимание на то, что эта буква нам сегодня почти не встречалась? Действительно, буква ф встречается крайне редко, там где о встречается 90 раз, ф встретится всего два. Но тем не менее у неё своя роль. Это буква-переводчица. Без неё не обойтись, когда пишем слова иностранного происхождения: кофе, фонарь, лифт, фамилия, финиш.

-  Игра «Кто больше?»

Запишите как можно больше слов, начинающихся на букву ф. (Можно соревноваться по рядам или по группам.)

-  Слово учителя.

Есть в нашем алфавите очень скромные буквы. Почему скромные? Послушайте стихотворение об одной из них:

«Ы» на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но не ты, не мы, не вы

Не обходимся без «Ы».

(С. Михалков)

-  Игра «Кто больше?»

Подберите как можно больше существительных единственного числа, включающих букву ы.

-  Слово учителя с элементами беседы.

Знание алфавита понадобится нам прежде всего при работе с разными словарями.

— С какими словарями вы познакомились в этом учебном году?

Наш праздник подходит к концу. У каждого из вас может быть любимая буква, однако, как мы убедились сегодня, все буквы важны и нужны.

-  Творческая работа.

Выберите любую букву нашего алфавита и напишите ей небольшое письмо-благодарность за то, что эта буква есть.

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить изученный материал.

V. ИТОГ УРОКА

-  Зачитывание творческих работ нескольких учеников.

-  Вопрос учащимся.

— Как возник праздник — День славянской письменности?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити