РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 70. II вариант

Тема. 24 мая — День славянской письменности

 

Цель: познакомить учащихся со славянским праздником — Днём письменности; повторить и закрепить изученный материал; проверить умение использовать приобретённые знания; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся применяют полученные знания, различают звуки и буквы; знают звуковое значение букв русского алфавита; проявляют внимательность, наблюдательность.

Оборудование: русский алфавит, карточки с заданиями, буквы греческого алфавита; изображения братьев Кирилла и Мефодия.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний (урок-праздник)

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Слово учителя.

Долгими, извилистыми путями шло развитие письма: от рисунков предметов к буквам, уже ничего не имеющим общего с предметами и обозначающим лишь звуки речи.

Много интересного могла бы нам рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобретали привычный нам сегодня вид.

Сегодня мы заглянем на несколько веков назад и узнаем, как всё начиналось.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

 

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Слово учителя.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке отражён весь мир, вся наша жизнь. Но искусством письма люди владели не всегда.

Сообщения учащихся.

1  ученик. Вначале появилось картинное письмо (изображение рисунками) — пиктография. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображён хлеб, овощного магазина — овощи и фрукты, часовой мастерской — часы, оптики — очки. До IX века у славян не было собственных букв. И потому не было письменности. Славяне не могли написать ни книг, ни даже писем друг другу.

Кому же принадлежит заслуга создания славянского книжного языка?

2  ученик. В IX веке в Византии в г. Солунь (ныне г. Салоники в Греции) жили братья Константин (при крещении получил имя Кирилл) и Мефодий. Это были мудрые, образованные люди, хорошо знавшие славянский язык. Они откликнулись на просьбу князя Ростислава прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах.

3  ученик. И вот братья, приехав к славянам, создали славянскую азбуку, которую впоследствии назвали кириллицей. Братья приспособили греческий алфавит для звуков славянского языка. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие буквы были взяты из греческого алфавита, поэтому и с виду похожи.

Сравните (таблица изображена на доске):

 

 

Греческие буквы

 

Славянские буквы

А

 

Аа

 

Вβ

 

Вв

 

Гγ

 

Гг

 

Кк

 

Кк

 

 

4  ученик. Всего в славянском алфавите было 38 букв: 24 буквы подобны греческим, а 14 букв созданы по славянской речи. Славянский книжный язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (русские, украинцы, белорусы).

5  ученик. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно он отмечается в Болгарии. В этот день все жители выходят на улицы. Люди несут в руках огромные буквы. Несут портреты Кирилла и Мефодия, лозунги: «Наука — это солнце».

С 1994 г. в Украине 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. А 9 ноября отмечается День украинской письменности и языка.

Вопросы учащимся.

— Чем отличается азбука от алфавита?

— Кто создал славянскую книжную речь?

— Что старше: азбука или алфавит?

— Какая русская пословица близка по смыслу болгарской «Наука — это солнце»? («Ученье — свет, неученье — тьма».)

Слово учителя.

А готовы ли вы, ребята, отправиться на праздник Дня славянской письменности? Знаете ли вы буквы и звуки? Знаете ли в чём их отличие?

Праздник — это всегда подарки. Подарки к сегодняшнему празднику — это ваши правильные ответы. Готовы? Тогда начинаем!

Лингвистическая разминка.

1. Отгадайте загадки.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё...

Ответ: алфавит.

Из названий каких двух букв можно приготовить еду?

Ответ: ка-ша, у-ха.

Названия каких двух букв составляют эпоху?

Ответ: эр-а.

В состав каких слов входят названия нот?

Ответ: фа-соль, ми-ля, до-ля, соль.

2. Прочитайте ребусы.

(Ребусы записаны на доске.)

7я, 40а, 100л, 100н, 100г.

Ответ: семья, сорока, стол, стон, стог.

Игра «Одна буква, марш!»

(Можно объединить учащихся в команды с условием, кто быстрее выполнит задание.)

1. Из каждого слова выньте по одной букве, чтобы получилось новое слово.

Образец: горсть — гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

2. Добавьте к каждому слову по букве, чтобы получилось новое слово.

Образец: роза — гроза.

Рубка (трубка), дар (удар), стол (ствол), клад (склад), лапа (лампа), шар (шарф), усы (бусы), укус (уксус).

3. Замените одну согласную букву другой, чтобы получилось новое слово.

Образец: ногти — когти.

Булка (белка), лапка (шапка), зубы (губы), киска (миска), галка (палка), орёл (брёл), норка (корка), клин (блин), тоска (доска).

Игра «Перевёртыши».

1. Прочитайте предложения. как вы думаете, что это за предложения? Прочтите их справа налево.

(У учащихся на партах карточки с предложениями.)

 

А роза упала на лапу Азора.

 

Около Миши молоко.

 

Аргентина манит негра.

 

Рвал дед лавр.

 

2. Придумайте несколько предложений со словами-«перевёртышами».

3. Прочтите слово в обратном порядке, произнося звуки так, чтобы получилось новое слово.

Из слова лён — цифра (ноль); из слова лай — дерево (ель); из слова люк — большой кулёк (куль); из слова ток — домашнее животное (кот); из слова шёл — неправда (ложь).

Вопросы учащимся.

— Посмотрите ещё раз на наш алфавит: какие буквы в нём выполняют двойную роль? (Буквы е, ё, ю, я, ь.)

— Укажите двойную роль букв е,   ё, ю, я.

— Какие две роли играет ь?

Игра «Кто больше?»

1. За заданное количество времени запишите как можно больше слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают: I вариант — два звука; II вариант — один звук и мягкость предыдущего согласного.

2. Придумайте пары слов, различающиеся только наличием ь, но обозначающие совершенно разные предметы или действия.

Образец: ель — ел, конь — кон, быль — был, кровь — кров, мель — мел.

Задания учащимся.

1. В предложении двумя чертами подчеркните буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука, одной чертой — один звук.

Юра принёс друзьям рулет с яблоками и мёдом.

2. Перепишите с карточки в тетрадь слова, вставив, где нужно, ь и ъ разделительные знаки.

В..езд, сем..я, объявление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, сер..ёзный, бар..ер, руж..ё, журчан..е.

Слово учителя с элементами беседы.

Вспомните выражение «Стоять фертом». Что это значит? Какая буква так называлась в славянской азбуке? Обратили ли вы внимание на то, что эта буква нам сегодня почти не встречалась? Действительно, буква ф встречается крайне редко, там где о встречается 90 раз, ф встретится всего два. Но тем не менее у неё своя роль. Это буква-переводчица. Без неё не обойтись, когда пишем слова иностранного происхождения: кофе, фонарь, лифт, фамилия, финиш.

Игра «Кто больше?»

Запишите как можно больше слов, начинающихся на букву ф. (Можно соревноваться по рядам или по группам.)

Слово учителя.

Есть в нашем алфавите очень скромные буквы. Почему скромные? Послушайте стихотворение об одной из них:

«Ы» на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но не ты, не мы, не вы

Не обходимся без «Ы».

(С. Михалков)

Игра «Кто больше?»

Подберите как можно больше существительных единственного числа, включающих букву ы.

Слово учителя с элементами беседы.

Знание алфавита понадобится нам прежде всего при работе с разными словарями.

— С какими словарями вы познакомились в этом учебном году?

Наш праздник подходит к концу. У каждого из вас может быть любимая буква, однако, как мы убедились сегодня, все буквы важны и нужны.

Творческая работа.

Выберите любую букву нашего алфавита и напишите ей небольшое письмо-благодарность за то, что эта буква есть.

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить изученный материал.

V. ИТОГ УРОКА

Зачитывание творческих работ нескольких учеников.

Вопрос учащимся.

— Как возник праздник — День славянской письменности?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити