РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

Приложение 2

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МОЛЧА

 

СКРИПКА ДЬЯВОЛА

Фиакр нырял из одной улочки в другую. Возница боялся задавать вопросы. С час назад он спросил, куда везти.

— Куда хочешь...

— Но Вена велика, сударь.

— Я всё сказал.

Увидев несколько золотых монет, упавших рядом с ним на сиденье, возница ошалел и тихонько тронул лошадей: «Ну и дела...».

Колеса застучали по мосту. Весенний Дунай раздался и помутнел. Проехали пристань, шумную толкучку возле оперы. Ездок не обращал на окружающее ни малейшего внимания.

Начинало смеркаться.

— Останови!

Лошади замерли. Откуда-то доносились слабые звуки скрипки. Нервно сжав руки, сидевший сзади прислушался. Потом соскочил на землю.

— Подождёшь меня здесь.

Он шагал мрачным лабиринтом домишек и думал, уж не почудилось ли ему. Да нет! Вот же, здесь!

Полутёмный двор вывел на небольшую пустынную площадь. На брусчатке стоял босоногий мальчишка лет девяти. Скрипка, казавшаяся в детских руках огромной, стонала жалобно и протяжно.

В шапке, лежавшей на камнях, не было ни одной монеты.

— Давно ты стоишь здесь, бамбино?

— Да, сударь.

— Сейчас будет дождь, а улова, я смотрю, пока нет.

— Но я не могу вернуться. Мама больная, а нам нечего есть.

— Дай-ка!

Он взял скрипку, чуть тронул смычком струны, сделал два- три слабых щипка. Потом, выставив вперед правую ногу, тряхнул длинной чёрной гривой и резко взмахнул рукой.

Мальчишка вздрогнул от неожиданных, удивительных по красоте и силе звуков. Он никогда бы не поверил, что его скрипка на такое способна. Мелодия резала воздух. Дома точно расступились. С разных сторон открывались окна.

Вокруг собралась толпа, в шапку стали падать монеты и бумажки.

— Это фантастика,— переговаривались подошедшие.— Волынка для сельской свадьбы, но какие звуки!

— Он, точно он. На такое не способен никто в мире. Только послушай, как плачет в его руках эта жалкая деревяшка!

Худое лицо игравшего побледнело. На фоне впалых щёк волосы казались неестественно чёрными. Люди вокруг давили, сжимались тесным кольцом.

Неожиданно скрипка смолкла. Человек вытер лоб и протянул мальчику скрипку.

— Возьми. Твоей матери мы, кажется, немного помогли.

Растерянный ребёнок смотрел то на скрипку, то на заваленную деньгами шапку и боялся пошевелиться.

— Что же это? — бормотал мальчик.— Неужели всё мне?

— Бери, бери. Такое случается раз в жизни,— потрепал его по плечу какой-то старик.

— Но кто это, за кого благодарить Господа?

— Ты не знаешь его? Запомни: на твоей скрипке играл сам Паганини...

(356 сл.)                                 (По А. Романову)

Вопросы к тексту

1. В каком городе происходят события?

А В Берлине;

√Б в Вене;

В в Амстердаме.

2. Почему ездок потребовал остановить фиакр?

√А Он услышал звуки скрипки;

Б устал от быстрой езды;

В хотел рассмотреть красивое здание.

3. Почему мальчик со скрипкой не уходил, несмотря на непогоду?

А Ему некуда было идти;

Б он любил дождь;

√В он не мог вернуться к больной матери без денег.

4. Что заставило мальчика вздрогнуть, когда незнакомец заиграл?

√А Неожиданные, удивительные по красоте и силе звуки;

Б незнакомец играл слишком громко;

В скрипка издавала резкие, неприятные звуки.

5. Кто заставил плакать скрипку мальчика?

А Неизвестный музыкант;

√Б великий Паганини;

В случайный прохожий.

6. Определите стиль текста.

А Разговорный;

Б научно-популярный;

√В художественный.

 

БЕЛАЯ ШУБКА

В ту зиму снег ещё не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.

Зимний лес без снега казался хмурым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него. Наверное, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — в сторону отлетели, по деревьям расселись.

Подошли мы к кусту, смотрим — что-то под ним белеет.

Раздвинул я ветки, гляжу — заяц, белый-белый, как снег, забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевелясь. Кругом всё серое — и земля, и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.

Вот почему он воронам на глаза попался — оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дайка попробуем его живьём поймать!

Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цап его за уши — и вытащил из-под куста!

Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим — одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.

Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовали мы зайцу сломанную ножку и посадили в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко спрятаться.

— Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить,— сказал нам однажды папа.

Так мы и сделали — отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.

Вот когда ему белая шубка пригодилась!

(356 сл.)                   (Г. Скребицкий)

Вопросы к тексту

1. Что насторожило ребят на лесной поляне?

√А Вороны, кружащие над большим кустом;

Б какие-то пронзительные звуки;

В яркая вспышка света.

2. Почему вороны заметили зайца?

А Он бежал по открытой местности;

√Б его белая шубка выделялась на фоне серой земли;

В заяц разорил воронье гнездо.

3. Почему заяц не мог убежать от ворон?

А Птиц было слишком много;

Б заяц выбился из сил;

√В у него была переломана ножка.

4. Как долго заяц жил в доме своих спасителей?

А Неделю;

√Б месяц;

В всю зиму.

5. Почему зайца выпустили в лес, когда зажила ножка?

√А Выпал снег;

Б заяц скучал по лесу;

В заяц стал портить мебель в доме.

6. Определите стиль текста.

А Разговорный;

Б научно-популярный;

√В художественный.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити