РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

Приложение 4

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ

 

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА

Ровные ряды книг за стеклом вызывают у меня двойственное чувство. Книги словно дополнение к мебели.

Совсем другой вид у библиотеки, которой пользуются. И не важно, кто ты — академик или плотник. Книги тогда рабочий инструмент, ладно пригнанный к руке. Рядом с толстым фолиантом с золотым тиснением притулилась брошюрка. Оба издания на одну тему, и потому стоят вместе. У одной книжки давно оторвался корешок — каждый день открывают. Другая вся топорщится закладками. Третья, раскрытая, аккуратно положена рядом с креслом.

(76 сл.)                                        (По Л. Круглову)

 

ПРОЗВИЩЕ ИЛИ ПРОЗВАНЬЕ?

В классе у многих, кроме имён и фамилий, есть ещё и прозвища. Откуда они берутся? Хорошо это или плохо — давать прозвища?

Заглянём в «Толковый словарь» Владимира Даля: «Прозвать — дать кличку, добавочную к имени, прозвание или прозвище... Прозванья родом ведутся, а прозвище народ даёт». Прозванье — это фамилия, она принадлежит семье, а прозвище даётся одному человеку.

Перелистаем «Записки охотника» Тургенева. Какое разнообразие прозвищ: Хорь, Сучок, Бирюк, Дикий Барин, Обалдуй! Впоследствии они могли стать основой для фамилии.

(74 сл.)                                   (По Е. Дунаевой)

 

РЕЧКА МОЕГО ДЕТСТВА

Мать говорит, что в год, когда я родился, заросли ольхи и черёмухи подходили с реки к нашему дому, хотя дом был от воды почти в километре. В зарослях по ночам громко пели соловьи.

Я соловьёв возле дома уже не помню. Но дорожки к реке в зарослях ивняка в памяти сохранились. Лет в пять, замирая от страха, я осилил такую дорожку. И с того лета речка стала для меня самым желанным местом.

(71 сл.)                                     (По В. Пескову)

 

БЕЛЫЙ ГУСЬ

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый свой шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав так некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь.

Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.

(77 сл.)                                       (По Е. Носову)





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити