РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС
УРОК № 8
Тема. Речевая деятельность. Стили речи
Цель: дать учащимся представление о стилях речи, сфере их применения; обучать умению различать стили речи; воспитывать культуру речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают стили речи, имеют представление о них; умеют самостоятельно подбирать из литературы примеры каждого стиля.
Оборудование: учебник, таблица «Стили речи», тексты для чтения.
Тип урока: применение знаний и умений.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Вопросы и задания учащимся.
Прочитайте текст.
РОСА
Роса — вид атмосферных осадков. Когда в солнечное летнее утро пойдёшь в лес, то увидишь на траве алмазы. Эти алмазы — капли росы, то есть воды, осаждающиеся при положительной температуре вечером, ночью и рано утром. Капли эти катаются по листку травы внутри и не мочат его. Росинки на листике, словно алмазы на бархате, блестят и переливаются разными цветами. Особенно интенсивно образуется роса при ясной погоде и слабом ветре.
— Правильно ли составлено высказывание?
— Что необходимо учитывать, составляя высказывание на определённую тему?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [2] с. 45.
- Чтение учителем отрывков из текстов.
1) — Ну и ветер! Поднимает такую пыль, что не видно ничего.
— Да, такого ветра давно не было.
2) Ветер — это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в м/с, км/ч.
3) Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. (По А. Чехову)
- Беседа с учащимися.
— В каких сферах жизни могут использоваться прочитанные высказывания?
— Какую цель ставил перед собой говорящий или пишущий в каждом из отрывков?
— Кто является адресатом речи?
— Какие стили из изученных на уроках украинского языка вы узнали в данных отрывках?
- Ознакомление с таблицей.
СТИЛИ РЕЧИ
Названия |
Где используется |
Основные виды высказываний |
Разговорный |
В быту |
Разговор на бытовые темы, письмо к близким людям |
Научный |
В науке, технике, образовании |
Научная лекция, доклад, статья, учебник |
Художественный |
В художественной литературе |
Стихотворение, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка |
Публицистический |
В общественной жизни |
Речь, выступление, газетная статья |
Официально-деловой |
В официальных, служебных отношениях |
Закон, договор, приказ, постановление, объявление |
- Беседа с учащимися.
— Сколько стилей вы знаете? Назовите их.
— Какие из них относятся к книжным стилям?
— Где употребляется разговорный стиль? (В диалогах.)
— Где находит применение официально-деловой стиль?
— Какова цель высказывания, характерного для научного стиля?
- Работа с текстами.
(Тексты лежат на каждой парте перед учащимися.)
Прочитайте тексты, определите, к какому стилю они относятся, свой ответ обоснуйте.
1) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Для всего, что существует в природе,— воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав,— в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (К. Паустовский)
2) Язык — система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств и служащая важнейшим средством общения людей. (Из словаря-справочника)
3) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.
4) — Привет, Наташа!
— Здравствуй, Настя!
— Куда ты так торопишься?
— Спешу на занятия кружка русского языка.
— Да, но ведь мы и так в школе изучаем на уроках русский язык.
— На занятиях кружка мы расширяем наши знания. Например, на прошлом занятии, изучая культуру речи, мы говорили о приветствиях и узнали, что древние греки приветствовали друг друга: «Радуйся», а современные греки: «Будь здоровым». Арабы говорят: «Мир с тобой», а индейцы: «Всё хорошо», монголы: «Как ночуете? Как ваш скот?» Вот и я с тобой сейчас поздоровалась, то есть пожелала тебе здоровья, хотя кроме здравствуйте, в русском языке есть и другие приветствия.
— Как интересно!
— Хочешь, приходи к нам на занятия.
— Непременно!
— До свидания.
— Пока.
5) Директору Харьковской
общеобразовательной школы № 143
Коваленко Олегу Николаевичу
Петренко Натальи Ивановны,
проживающей по адресу:
г. Харьков, ул. Тимуровцев, дом 19, кв. 5
Заявление
Прошу зачислить мою дочь, Петренко Екатерину, ученицу 5-А класса, в кружок русского языка.
01.09.2010 Подпись
- Перевод с украинского языка на русский (по вариантам).
Определите стиль речи данного текста. Переведите его на русский язык.
I вариант
Ніч — це частина доби від заходу до сходу сонця, від вечора до ранку. Тривалість ночі залежить від пори року і від розташування місцевості на земній кулі. Чим далі вона на північ, тим довша ніч узимку і тим коротша влітку.
II вариант
Стояла темна осіння ніч над сонною землею. Тихо було всюди, як у вусі. Ні собака не гавкне, ні вітерець не війне, не зашелестить пожовклим листям. Покій і сон криють усе своїм темним пологом, усе заснуло мертвим сном півночі.
(Панас Мирний)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выписать из литературы (художественной и справочной) два отрывка: научного и художественного стилей.
V. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— С какими стилями русского литературного языка вы познакомились?
— Какова цель разговорного стиля?
— Что отличает художественный стиль от научного?
— Где мы встречаемся с публицистическим стилем?
— Где и когда употребляется отрицательно-деловой стиль?