РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 9

Тема. Понятие слога. Деление слова на слоги (с опорой на украинский язык). Правила переноса


Цель: обучать школьников делению слов на слоги; формировать навыки переноса; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся делят слова на слоги, умеют переносить слова.

Оборудование: учебник, таблица «Перенос слов».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Лингвистическая минутка.

Отгадайте загадки. Слова-отгадки разделите для переноса.

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.

Ответ: пе-тух.

Без рук, без топорёнка построена избёнка.

Ответ: гнез-до.

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдётся, там след остаётся.

Ответ: ка-ран-даш.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Вопросы учащимся.

— Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит.)

— Почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?

— Как расположить в алфавитном порядке фамилии учеников в классном журнале, если они начинаются на одну букву?

Тренировочное упражнение.

Определите количество букв и звуков в словах. Запишите звуковое значение гласных.

Образец: дру[у]зья[йа] — 6 б., 6 зв.

Друзья, работать, доброе, шьёт, дочь, съесть.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 37; [2] с. 14.

Вопросы учащимся.

— Что такое слог?

— Как определить, сколько слогов в слове?

— Какие слова называются односложными? двусложными? трёхсложными? многосложными?

Тренировочное упражнение.

Разделите слова на слоги. Определите количество букв и звуков.

Перемена, пожелание, портфель, семья, ручьи, здание, рассказ, подобрать.

Выборочный диктант.

Из записанного на доске текста выпишите в три столбика слова, состоящие: 1) из одного слога; 2) из двух слогов; 3) из трёх слогов.

Когда живётся дружно, что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех любить. Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей: они тебе помогут, и с ними веселей.

(С. Михалков)

— Какие из этих слов нельзя переносить? Почему?

Ознакомление с таблицей.


ПЕРЕНОС СЛОВ

 

Правило

Примеры

Слова переносятся по слогам

Ко-ле-со, си-рень

Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву

Обезь-яна (не о-безьяна), ду-маю (не дума-ю)

При стечении согласных разделение на слоги свободное

Ве-дро и вед-ро, во-прос и воп-рос

Буквы ъ, ь, й от предшествующих букв не отделяются

Разъ-езд (не раз-ъезд), малень-кий (не маленький), бой-цы (не бо-йцы)

Нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву, если корень начинается с согласной

Под-ходить (не по-дходить), рас-чистить (не ра-счистить)

Нельзя отрывать от корня часть, не составляющую слога

По-слать (не пос-лать), за-кройщик (не зак-рой- щик)

Двойные согласные вместе не переносятся

Деревян-ный (не деревя-нный), ван-на (не ва-нна)


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Выпишите выделенные слова. Разделите их: 1) на слоги; 2) для переноса (покажите все возможные варианты).

Образец: почётные: по-чёт-ны-е; по-чётные, почёт-ные.

Самые почётные награды за подвиги в труде и бою — это ордена. Когда увидишь человека с орденом, знай: он сделал много хорошего для страны, а значит, и для всех нас.

— Какие слова нельзя разделить на слоги? Почему?

— Какие слова нельзя перенести? Почему?

2. Запишите под диктовку текст. Определите стиль текста. Одной чертой подчеркните односложные слова, двумя — двусложные.

Гром сопровождает молнию во время грозы. Он представляет собой взрыв воздуха под влиянием высокой температуры молнии. Сила удара зависит от места наблюдения грозы.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение: [1] 74; [2] 37.


VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Что нового о слоге и переносе слов вы узнали сегодня на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити