РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 10

Тема. Фразеологизмы (продолжение). Культура речи. «Дорог не подарок»


Цель: развивать представления учащихся о фразеологизмах и их происхождении; повторить изученный материал по теме «Лексикология»; развивать навыки культуры речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальный опрос.

Что изучает лексикология?

На какие группы делятся слова по времени появления? (См. схему на с. 55.) Приведите устные примеры.

На какие группы делятся слова по происхождению? Приведите устные примеры.

На какие группы делятся слова по употреблению? Приведите примеры.

Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

3. Упражнение на развитие представления о фразеологизмах-антонимах.

Упр. 85 (устно).


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Чтение учебной статьи.

(Учебник, с. 47, Теория Б.)

2. Устный пересказ.

Расскажите о происхождении фразеологизмов работать спустя рукава и работать засучив рукава.

3. Выявление восприятия.

Выполнить упр. 86. Угаданные фразеологизмы записать.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 87 (письменно).

2. Устный пересказ.

Послушайте историю происхождения фразеологизма попасть впросак. Перескажите эту историю. Определите лексическое значение фразеологизма. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому словарю.

В старину просаком называли прядильный станок. Если человек по оплошности попадал в такой станок, то он проявлял себя как неумный работник.

Лексическое значение фразеологизма: по своей оплошности оказаться в невыгодном, неприятном или смешном положении.

3. Подбор синонимов к фразеологизмам.

Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимы.

Изобретать велосипед, китайская грамота.

Для справок: открывать Америку, книга за семью печатями.

4. Подбор антонимов к фразеологизмам.

Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимы.

На краю света, не покладая рук.

Для справок: рукой подать, спустя рукава.


V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

1. Ознакомление с выражениями пожелания.

(Учебник, с. 51, рубрика «Советуем запомнить!».)

2. Работа над развитием умения выражать добрые пожелания.

Упр. 93.

3. Составление поздравления.

Учащимся предлагается на основе образца (упр. 94) и материалов упр. 92, 93 составить текст поздравления другу (подруге), маме или папе с днем рождения.

4. Разгадывание «шифровки».

Угадайте фразеологизмы, помещенные в рамке после упр. 94. Какие из них вы можете использовать в поздравлении, а какие нет? Обоснуйте свой ответ.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Работа с учебником.

1) Упр. 99 (с. 53).

2) Упр. 102.

Методический комментарий: это упражнение имеет целью обучить школьников культуре общения, развивать в них доброту, искренность, сердечность в выражении чувств.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 3—10. Упр. 88. Подготовиться к контрольной работе — тематическому оцениванию по теме «Лексикология».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити