РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 10

Тема. Фразеологизмы (продолжение). Культура речи. «Дорог не подарок»


Цель: развивать представления учащихся о фразеологизмах и их происхождении; повторить изученный материал по теме «Лексикология»; развивать навыки культуры речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальный опрос.

— Что изучает лексикология?

— На какие группы делятся слова по времени появления? (См. схему на с. 55.) Приведите устные примеры.

— На какие группы делятся слова по происхождению? Приведите устные примеры.

— На какие группы делятся слова по употреблению? Приведите примеры.

— Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

3. Упражнение на развитие представления о фразеологизмах-антонимах.

Упр. 85 (устно).


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Чтение учебной статьи.

(Учебник, с. 47, Теория Б.)

2. Устный пересказ.

Расскажите о происхождении фразеологизмов работать спустя рукава и работать засучив рукава.

3. Выявление восприятия.

Выполнить упр. 86. Угаданные фразеологизмы записать.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 87 (письменно).

2. Устный пересказ.

Послушайте историю происхождения фразеологизма попасть впросак. Перескажите эту историю. Определите лексическое значение фразеологизма. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому словарю.

В старину просаком называли прядильный станок. Если человек по оплошности попадал в такой станок, то он проявлял себя как неумный работник.

Лексическое значение фразеологизма: по своей оплошности оказаться в невыгодном, неприятном или смешном положении.

3. Подбор синонимов к фразеологизмам.

Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимы.

Изобретать велосипед, китайская грамота.

Для справок: открывать Америку, книга за семью печатями.

4. Подбор антонимов к фразеологизмам.

Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимы.

На краю света, не покладая рук.

Для справок: рукой подать, спустя рукава.


V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

1. Ознакомление с выражениями пожелания.

(Учебник, с. 51, рубрика «Советуем запомнить!».)

2. Работа над развитием умения выражать добрые пожелания.

Упр. 93.

3. Составление поздравления.

Учащимся предлагается на основе образца (упр. 94) и материалов упр. 92, 93 составить текст поздравления другу (подруге), маме или папе с днем рождения.

4. Разгадывание «шифровки».

Угадайте фразеологизмы, помещенные в рамке после упр. 94. Какие из них вы можете использовать в поздравлении, а какие нет? Обоснуйте свой ответ.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Работа с учебником.

1) Упр. 99 (с. 53).

2) Упр. 102.

Методический комментарий: это упражнение имеет целью обучить школьников культуре общения, развивать в них доброту, искренность, сердечность в выражении чувств.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 3—10. Упр. 88. Подготовиться к контрольной работе — тематическому оцениванию по теме «Лексикология».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити