РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 16

Тема. Буквы о и а в корнях слов. Развитие речи. «В школьной библиотеке»

 

Цель: обучить орфограмме «Буквы о и а в корнях –гор- — -гар-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор-»; развивать умение находить слова с изученной орфограммой, вырабатывать навыки грамотного письма; работать над развитием речи учащихся на основе текста «В школьной библиотеке»; развивать навыки перевода с украинского языка на русский с опорой на прочитанный текст, чтения диалога.

Оборудование: учебник, таблица, текст.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

1) Проверка индивидуального задания.

Ученик рассказывает о том, что такое шарада, как «зашифровывается» слово в шараде, как ищется отгадка. Выразительно читает две из трех шарад, помещенных на с. 78—79. Ученики слушают, рассматривают рисунки к шарадам, учатся их разгадывать.

2) Конкурс устных сочинений по темам, предложенным в упр. 148.

2. Беседа с учащимися.

— Какие книги вы любите читать? Почему именно такие?

— Есть ли у вас домашняя библиотека? Кто из членов семьи самый активный читатель?

— Пользуетесь ли вы услугами школьной библиотеки?

— Как расположены книги в школьной библиотеке?

— Что нужно сделать для того, чтобы получить книгу в школьной библиотеке?

 

III. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1. Чтение диалога «В школьной библиотеке» по ролям.

(Учебник, с. 83—84.)

2. Тренировочное упражнение.

Обучение переводу с украинского языка на русский с использованием прочитанного текста.

Упр. 159.

3. Игра «Найди лишнее».

Осуществляется на основе упр. 160. Ученики должны обосновать свое мнение.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Написание гласных в корнях с чередованием а—о может зависеть от ударения.

Рассмотрим теоретический материал учебника (с. 80—81), наблюдения занесем в таблицу.

 

Буквы о, а в корнях слов, зависящих от ударения

 

Корни

Пишется под ударением

Примеры

Пишется без ударения

Примеры

Исключения

-гар-

-гор-

а

загар

о

подгореть

выгарки

-зар-

-зор-

а, о

зарево

а

заря — зорька

 

-клан-

-клон-

а, о

кланяться

о

склонение,

поклон,

наклонить

 

-твар-

-твор-

а, о

тварь

о

творить

утварь

творчество

 

 

2. Тренировочные упражнения. Упр. 149, 151 (письменно).

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Слуховой диктант.

Выпишите из словосочетаний слова с изученной орфограммой. Выделите корни, поставьте ударения.

Вечерняя заря, летние зори, зоренька ясная, багровое зарево, яркие зарницы, ни свет ни заря; летний загар, загорать на солнце, нагар на свечке, молоко пригорело, лампочка перегорела; наклониться к воде, передать поклон другу, поклониться старшему, раскланяться со всеми присутствующими, склоняться книзу, уклониться от обязанностей; творение великого художника, нерастворимый осадок, домашняя утварь, претворить планы в жизнь, притворить дверь, дикая тварь.

2. Задание на применение изученной орфограммы.

Составьте и запишите небольшие предложения со словами заря, зорька, угар, загореть, наклониться, творить.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 15, 16 (с. 80—81). Упр. 150, 161. Индивидуальное задание: упр. 163 (устно).





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити