РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 18

Тема. Префикс. Суффикс

 

Цель: дать учащимся представление о префиксе и суффиксе, их значении и роли в слове; развивать навыки устной речи, умение под руководством учителя работать с учебником, находить слова с префиксами и суффиксами, умение видеть состав слова с целью выработки навыков грамотного письма.

Оборудование: индивидуальный раздаточный материал, учебник.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с карточками.

Карточка № 1

Перепишите слова, вставив пропущенные буквы. Обозначьте корни. Поставьте в словах ударение.

З..ря, з..рница, з..рево, оз..рать, з..ри, з..рька, оз..ренный; заг..р, заг..реть, наг..р, подг..реть, уг..р.

 

Карточка № 2

Перепишите слова, вставив пропущенные буквы. Обозначьте корни и суффикс -а- после корня.

К..снуться, к..саться, прик..саться; предл..жить, предл..жения, предл..гать, прил..жение, прил..гательное; зап..рать, зап..реть, расст..лить, расст..лать.

 

Карточка № 3

Замените данные выражения одним словом с корнем -раст— (-ращ-) — -рос-. Запишите эти слова.

1.  Пустить росток. 2. Споровое растение, живущее в воде. 3. Стебель растения в начале его развития. 4. Становиться больше, сильнее, увеличиваться. 5. Побеги, вырастающие на пне срубленного дерева. 6. Частый кустарник.

 

Карточка № 4

По опорным словам и словосочетаниям, в которые нужно вставить пропущенные буквы, составьте и запишите предложения на тему «Рыбная ловля».

Соб..рались. Проб..рались через кусты. Расстилался туман. Костер разг..рается. Расположились. З..ря дог..рает.

 

3. Фронтальный опрос.

— Расскажите о написании гласных в корнях с чередованием и—е. Приведите примеры.

— Расскажите о чередовании а—о в корнях –гар- — -гор-, -зар- — -зор-. Приведите примеры.

— Расскажите о правописании корней –клан- — -клон-, -твар- — -твор-. Приведите примеры.

— Расскажите о правописании корней –лаг- — -лож-, -кас- — -кос-. Приведите примеры.

— Расскажите о правописании корней -раст- (-ращ-) — -рос- в безударной позиции. Приведите примеры.

4. Проверка выполнения упражнения.

Упр. 157.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала (с. 87, А).

2. Беседа с учащимися.

— Что называют префиксом?

— Сколько префиксов может быть в слове?

— Сравните значение некоторых префиксов в русском и украинском языках (см. с. 87).

3. Выявление восприятия.

Упр. 168.

4. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала (с. 88, Б).

5. Беседа с учащимися.

— Что называют суффиксом?

— Какие бывают суффиксы? Для чего они нужны?

— Для чего нужно видеть состав слова и понимать значение его морфем?

6. Выявление восприятия.

Упр. 173, 174.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Игра «Измени слово».

К данным глаголам подберите однокоренные с другими префиксами, чтобы новые глаголы были противоположны по смыслу. Запишите полученные словосочетания. Обозначьте префиксы.

Приехать в город — выехать из города; закрыть окно, развязать узел, выходить из дома, придвинуть стол, приклеить марку, разъединить провода, прицепить вагон к поезду, принести книгу.

2. Игра «Подбери префикс».

Добавьте нужные по смыслу префиксы и запишите полученные слова. Выделите префиксы.

В класс (в-,вы-)ходит преподаватель математики. С шутками (вы-,от-)ходят ученики из школы. По дороге в школу друг всегда (за-,при-)ходит за мной. Дорогу надо (про-,пере-)ходить осторожно. Поезд плавно (с-,от-)ходит от платформы.

3. Зрительно-слуховой диктант.

Выпишите слова с одним префиксом в левый столбик, с двумя — в правый. Префиксы обозначьте.

Остолбенеть от испуга, обезвредить зараженный источник, обезуметь от боли, осмотреть музей, большой проигрыш, просмотр нового фильма, переподготовка специалистов, перестройка дома.

4. Распределительный диктант.

Распределите слова по трем столбикам: в первый запишите слова с суффиксами с уменьшительным значением, во второй — с увеличительным значением, в третий — обозначающие людей.

Карандашик, домик, строитель, писатель, самоварчик, художник, пожарник, домище, жарища, дачка, возище, кораблик, бородище.

5. Игра «Кто больше?»

Приведите примеры однокоренных слов, которые различаются суффиксами оценки.

Слова-основы: дом, лес.

6. Игра «Найди суффикс».

Найдите и обозначьте суффиксы в словах. Как изменяется значение слова с появлением второго суффикса?

Водяной жук, водянистый суп; отцов пиджак, отцовский характер.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 17, 18 (с. 87, 89). Упр. 170, 175.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити