РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 20

Тема. Буквы е, и в префиксах пре-, при-

 

Цель: обучать орфограмме «Буквы е, и в префиксах пре-, при-»; развивать умение учащихся находить в словах изученную орфограмму, пользоваться орфографическим словарем.

Оборудование: учебник, обучающие таблицы, орфографический словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

1) Выполнение у доски морфемного разбора слов из домашнего задания.

2) Проверка индивидуального задания — чтение наизусть стихотворения Б. Окуджавы.

3) Проверка упр. 186.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с таблицами.

1) Ученики определяют общее значение слов с префиксом при-, заполняют таблицу.

 

Значение префикса при-

 

Присоединение

Приближение

Близость (около чего-нибудь)

Неполное действие

 

2) Ученики определяют общее значение слов с префиксом пре-, заполняют таблицу.

 

Значение префикса пре-

 

Близость по значению к слову очень

Близость по значению к префиксу пере-

  (очень добрый)

  (очень красивый)

  (перегородить)

  (переслідувати — укр.)

 

3. Выявление восприятия.

Устно объяснить значение приставок в упр. 191.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарный диктант.

Запишите словосочетания, устно объясните выбор префикса при- или пре-.

Прервать разговор, престарелый ученый, прибежать к финишу первым, приблизиться к лесу, преодолеть все трудности, прилечь на десять минут, немного приоткрыть окно, пришить пуговицу к пальто, решил задач много-премного, прибить доску к забору, добрый-предобрый человек, привезти пассажиров на станцию, самолет приземлился, слегка приподнять ножку стола.

2. Творческий диктант.

Запишите словосочетания, заменяя существительные с предлогами именами прилагательными с префиксом при-.

Постройка при усадьбе — приусадебная постройка. Край около моря — ... . Участок при школе — ... . Тростник у берега — ... . Трава у дороги — ... . Киоск у вокзала — ....

3. Выборочный диктант.

Запишите словосочетания. Первый вариант — с префиксами при-, второй — с префиксами пре-.

Неприступные горы, преподаватель математики, преобладает бодрое настроение, беспрестанный дождь, беспредельные просторы, бесприютный ребенок, приглашать к обеду, приглядеться к темноте, приближаться к берегу.

4. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 195.

Цель: сравнить правописание префиксов при- и пре- в украинском и русском языках.

5. Задание учащимся с разъяснениями.

Записать слова приготовить, прекратить, превращение, пригодиться, привыкать, приказать, примерять.

Выделить в словах префиксы.

Легко ли определить значение префиксов в этих словах и выбрать правильное написание?

Вывод: правописание таких слов, в которых значение префикса трудно определить, нужно запомнить. В случае затруднения при написании следует обращаться к орфографическому словарю.

6. Задание на развитие орфографической зоркости.

Запишите предложения парами. Найдите слова с префиксами при-, пре-. Объясните разницу в написании, основываясь на разнице лексического значения слов.

Мы сделали приемник, принимающий звуковые передачи.— М. Горький — преемник русских писателей XIX века.

Поезд прибывает без опоздания.— В настоящее время наш класс пребывает на экскурсии в музее.

Слабые люди предают друзей.— Художник придал портрету большую выразительность.


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 19, 20 (с. 96). Упр. 197.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити