РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 24

Тема. Правописание суффиксов


Цель: изучить орфограммы, связанные с написанием суффиксов -ек-, -ик-, -чик-, -щик- и других в именах существительных; -ив-, -ев- и других в именах прилагательных; написание мягкого знака перед суффиксом -ек-; обучать умению находить изученные орфограммы и объяснять их, применять полученные знания и умения на практике.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Фронтальный опрос.

Какую часть речи называют именем существительным? На какие вопросы отвечает существительное? Приведите примеры имен существительных.

Какую часть речи называют именем прилагательным? На какие вопросы отвечает прилагательное? Приведите примеры имен прилагательных.

2. Распределительный диктант.

Запишите слова в два столбика. В левый столбик — имена существительные, в правый — имена прилагательные.

Кровля, кровельщик, кровельный, хлеб, хлебопек, хлебный, кирпич, кирпичник, кирпичный, поляк, польский, декабрь, декабрьский, холст, холщовый, ситец, ситцевый, ключик, ключевой, орешек, ореховый.

3. Морфемный анализ.

Обозначьте суффиксы в выделенных словах.

С какими трудностями вы столкнулись при написании суффиксов?


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Лингвистическое наблюдение.

Внимательно рассмотрите пары слов. Обратите внимание на написание е, и в суффиксах -ек-, -ик-. От чего зависит выбор гласной в суффиксе?

2. Работа с учебником.

1) Чтение теоретического материала (с. 114, А).

2) Опрос.

Расскажите о написании гласных е, и перед ц в существительных мужского, женского, среднего рода.

3. Практические упражнения.

1) Запишите слова, обозначьте суффиксы.

Карандашик, мешочек, шалашик, огонечек, чулочек, песочек, халатик.

2) Образуйте существительные с суффиксами -ец- или -иц- (поставьте ударения).

Платье, ружье, масло, варенье, пальто.

4. Чтение теоретического материала.

(Учебник, с. 114, Б.)

5. Опрос.

В каких случаях в существительных пишется суффикс -чик-, а в каких -щик-?

Когда перед суффиксом -щик- пишется мягкий знак?

6. Практическое упражнение.

От данных слов с помощью суффиксов -чик-, -щик- образуйте новые слова. Запишите их, суффиксы обозначьте.

Газета, доклад, барабан, контора, камень, водопровод, стекло.

7. Чтение теоретического материала.

(Учебник, с. 115, В.)

8. Опрос.

От чего зависит выбор суффикса -ив- (-ев-) в именах прилагательных?

Какая гласная пишется в суффиксах прилагательных -лив-, -чив-?

Расскажите о написании суффиксов -ев-, -ов- в именах прилагательных.

9. Практическое упражнение.

Упр. 248.

10. Ознакомление с теоретическим материалом.

(Учебник, с. 116, Г.)

11. Практическое упражнение.

Упр. 250.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Тематическое списывание.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы; обозначьте суффиксы.

1) Вдруг сыноч.. к возвращается.

2) Крохотный птенч..к выпал из гнезда.

3) Ой, конеч..к-горбуноч..к, прибегай ко мне, дружоч..к. (П. Ершов)

4) Я отыщу секрет и ларч..к вам открою. (И. Крылов)

2. Словообразовательная работа.

Образуйте прилагательные при помощи суффиксов. Полученные слова запишите, суффиксы обозначьте.

Дождь (-лив-), изменять (-чив-), уступать (-чив-), хлопотать (-лив-).

3. Практическое задание.

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Составьте предложения с двумя словосочетаниями.

Ландыш..вые капли, плюш..вая игрушка, свинц..вый блеск, кварц..вое стекло.


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 23, 24. Упр. 243, 251.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити